Интервью с настоятелем нашего храма иер. Сергием


Справка МП: Иерей Сергий Крышталь. Родился в 1979 году в городе Пинске в семье рабочих, в 1996 году окончил среднюю школу, в этом же году поступил в Минскую духовную семинарию. В 2005 году окончил Киевскую духовную академию, где заочно проучился 4 года. В 2001 году был рукоположен во священники. Год прослужил в Свято-Тихоновском храме в г. Ганцевичи. С 2002 по 2006 год нёс послушание штатного священника в Свято-Крестовоздвиженском храме г. Лунинца. В 2006 году, с образованием нового прихода в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших», назначен его настоятелем. В 2011 году защитил магистерскую диссертацию в Ужгородской богословской академии (Украина). В том же году поступил в докторантуру, сейчас готовит диссертацию по теме «Униональные движения в ВКЛ в XV веке». Жена – ЛОР-врач, воспитывают трёх дочерей.


- Отец Сергий, расскажите, почему Вы решили стать священником, что подтолкнуло к этому?
- Ещё с детства было жгучее желание стать священником, это была цель всей моей детской жизни. Я с детства любил храм, богослужения, хотя родители и не отличались особой религиозностью. Тем не менее, всегда, когда я приходил в храм, чувствовал, что здесь моё место. Поэтому после окончания школы, не задумываясь, поступил в Минскую духовную семинарию.
- Кто Вас привёл в церковь, и что Вы помните о своём первом посещении храма?
- Я очень хорошо запомнил этот день, мы с мамой пришли в храм на Благовещенье. В тот день как раз рукополагали кого-то во священники. У меня было такое жгучее желание быть на месте того священника, что я до сих пор помню это чувство. Самое интересное, что, спустя несколько лет, меня рукополагали в диаконы в день Благовещения Божьей Матери. Для меня это был особый знак, знак того, что это верный путь. Потому что служить Богу – это самое ценное, что есть в жизни, и это действительно счастье.




- Если бы не стали священником, какой бы путь для себя избрали?
- Я ходил в художественную школу и у меня были очень хорошие работы. Но потом просто пожертвовал этим талантом ради того, чтобы служить Богу. Я оставил свою художественную деятельность. В некоторой степени, сейчас жалею, неплохо было бы и то, и второе сочетать в одном целом, это было бы на пользу. Но я ничуть не сожалею, что пошёл служить Богу: я осознаю, что я на том, своём месте, на котором должен быть.
- Годы учёбы – обычно самые яркие в жизни. Чем они запомнились Вам?
- Годы учёбы – это были годы становления как личности, они были годами испытания, проверки, действительно ли ты хочешь, действительно ли ты сможешь стать священником. Годы семинарии были одновременно трудными и лёгкими, весёлыми и скорбными. Но я очень благодарен своей альма-матер за то, что она вложила в меня. Учёба в семинарии воспитывала мудрость, житейское восприятие, она дала мне толчок к постижению интеллектуального и духовного развития. С теплотой в душе вспоминаю учёбу в Киевской духовной академии, и до сих пор, когда доводится попасть в Киев, на душе становится очень тепло именно от того, что ты там учился.
- Как восприняли Ваш выбор родители?
- Я бы сказал – с радостью. Они уже были к этому готовы и по-другому, наверное, не могли видеть меня. Уже в восьмом классе я твёрдо решил, что стану священником, и к этому я упорно шёл. У нас в Пинске в храме в воскресенье проходило две службы: одна - ранняя, другая – поздняя. Чтобы попасть на раннюю, которая начиналась в 7 часов утра, вставать нужно было в полшестого. Я ходил на обе службы. Встал рано и пошёл в церковь. Пришёл в часа три домой, покушал, час отдохнул и снова пошёл на вечерню. Казалось бы, что физически уставал, но эта усталость давала какую-то радость, душой всегда отдыхал.
- Расскажите о своей семье.
- У нас обычная семья, с обычными проблемами. Самое главное – мы верим в Бога, на первом месте у нас всегда Господь Бог. Конечно, случаются иногда какие-то разномыслия. Но, как говорил апостол Павел, «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». Все мы люди, имеем свои недостатки и свои «плюсы». Муж и жена говорят друг другу о них. Один из священников сказал: если ты хочешь хорошо подготовиться к исповеди, подойди к своему мужу или к своей жене и спроси о своих недостатках. Твои близкие расскажут все твои грехи. И это действительно так.


Я преподавал в воскресной школе в Пинске (это была воскресная школа для детей и взрослых), а моя будущая жена ходила на эти занятия. В первый раз я подошёл к ней с просьбой проконсультировать меня по вопросам здоровья… Так эта консультация затянулась на всю жизнь (улыбается. -Авт.), до сих пор она меня консультирует. Мы тогда познакомились, а через девять месяцев поженились. Для меня это был важный выбор. Я просил у Божьей Матери, чтобы подсказала, кто это должен быть. Благодаря молитвам Божьей Матери, как я считаю, и состоялась эта встреча.
У нас три дочери. Детей больше воспитывает матушка, поскольку священник очень мало принадлежит своей семье. Много внимания приходится уделять приходу, но всегда хочется видеть своих деток благочестивыми, чтобы они никогда не отошли от нравственных основ жизни.
- Отдыха у Вас, Отец Сергий, не бывает – это понятно. И всё же, если выпадает свободное время, как его проводите?
- Отдых для меня – это тишина и хорошая богословская книга в руках. Это самый наилучший отдых. Съездить в Пинск, повидаться с друзьями – тоже было бы отдыхом. Но больше хочется уединения со своей семьёй, потому что не всегда это получается. И побыть наедине с самим собой, разобраться, что у тебя внутри.
- Какое место отводите в своей жизни интернету и, в частности, социальным сетям?
- До какого-то времени я активно участвовал в этом, сейчас, наверное, произошёл пересмотр некоторых моментов. Да, действительно, руководствуясь благими намереньями, мы порой хотим занять всё пространство, но человек должен понять, что есть вещи, которые невозможно объять. Месяц назад я отказался от пользования социальными сетями, удалился из «Одноклассников» и «ВКонтакте», потому что это занимает очень-очень много времени. Каждый хочет, чтобы ты ему уделил больше внимания, но просто понимаешь, что надо ещё и в свою душу заглядывать и там что-то исправлять. Люди хотят много общаться, но живое общение всегда лучше, чем виртуальное. Я думаю, кто захочет ближе понять Бога, всегда придёт в наш храм, приход здесь всегда открыт, здесь всегда дежурный, да и я здесь практически ежедневно.
- Какой распорядок дня у священника?
- Обычно я подымаюсь в полшестого-шесть, самый первый, всех начинаю будить: сначала супругу, потом детей. Мы их собираем, ведём в садик, отправляем в школу, матушка идёт на работу, я – в храм. Здесь решаю какие-то вопросы по стройке, приходят люди, стараешься с каждым поговорить, в свободную минутку пробуешь открыть книгу, помолиться. Вопросы, как духовные, так и по обустройству прихода, решаются в течение всего дня.
В часов пять еду за детьми, забираю из садика… Естественно, место, где собирается вся семья, – это кухня. По традиции церковной, над столом у нас размещается икона «Тайная вечеря». Это как символ того, что нас Господь собирает в церковь, ведь в ней мы собираемся для того, чтобы воссоединиться с Христом через святое причастие. Поэтому каждая трапеза в нашем доме - это и есть в некоторой степени воспоминания о Святой Евхаристии.
Поужинав, занимаемся с детками. С уроками старшей дочке больше помогает супруга, я в это время с младшими. Укладываем детей спать, молимся… Стандартная жизнь, как и у каждого. Выходного у священника, наверное, не бывает. Суббота-воскресенье – это даже более загруженные дни. Конечно, с освящением храма стало немножечко легче. Хотя иногда разные мелочи отнимают больше времени и сил, чем какой-то глобальный вопрос.


- Важно ли иметь духовного наставника и кто Ваш духовный наставник?
- Да. Духовный наставник – это очень большое дело в нашей жизни. Но, к сожалению, сейчас есть много и младостарцев. Как говорил Митрополит Филарет, духовным наставником должен быть зрелый священник. В Греции есть такая традиция: исповедует только зрелый священник, потому что он должен обладать мудростью. В молодом возрасте можно дать и не совсем адекватный совет. Зрелость - она даёт свои плоды, даёт жизненный опыт. Каждый из моих духовных отцов, наставников, внёс свой вклад в мою жизнь. Первым наставником был отец Михаил Ребковец, он у нас преподавал в воскресной школе и 5 лет служил здесь, в Лунинце. Потом – отец Михаил Пинчук, у которого я прислуживал. Большое влияние оказал на моё духовное становление наш Архиепископ Стефан, у которого я долгое время нёс послушание. В жизни ещё был ряд священников, которые подсказывали, поддерживали, общение с которыми всегда добавляло духовной мудрости.
- В Лунинце, благодаря Вашим усилиям, появился новый храм. На это ушли годы физических, материальных и моральных затрат. Что давало силы довести строительство и оформление до конца?
- Когда я пришёл на это место, здесь ничего не было, только голое поле да стоял забор, огороженная территория. Если честно, я боялся этого назначения. Но священник – это воин Христов. Мне поручили строительство, дали указ на возведение этого храма. Придя на это голое место, я взмолился Божьей Матери с такими словами: «Матерь Божья, ведь я учился на священника, ничего не понимаю ни в строительстве, ни в технической документации, вообще не знаю, с какой стороны подойти к этой стройке, Матерь Божья, будь ты сама здесь строительницей, будь сама здесь настоятельницей, а я лишь буду инструментом в твоих руках». С тех пор, с этой молитвы, почувствовал, как повсюду ощущалась помощь Царицы Небесной. Я всё время говорю, что это не моя заслуга, это заслуга Пресвятой Богородицы, поэтому всю славу надо отдать ей, а я всего лишь простой человек.
- Хозяйские трудности, наверное, не заканчиваются никогда. С чем сталкиваетесь сейчас? И что планируете делать дальше?
- Конечно, они существуют. Очень многие из прихожан шествовали вместе со мной с самого начала строительства. Практически каждый день они приходили и помогали. И до сих пор помогают. У нас образовалась такая своя духовная семья, где друг за друга переживают, беспокоятся, если кто-то не пришёл. Чувствуется, что здесь ты нужен Богу, что тебя здесь очень ждут. Ощущается единство, хотя и сложно, и трудно, и многое надо сделать. Сейчас зима, стройка будет приостанавливаться, хотя мы старались заниматься обустройством территории, укладкой дорожек… В этом году заложили и фундамент под колокольню. В храме, где раньше проходили службы, находится воскресная школа. В дальнейшем хотим и её привести в должный вид, вписывающийся в ансамбль всех строений, но пока материальная сторона не позволяет этого сделать. В первую очередь, усилия направлены на сбор средств на колокольню. В дальнейшем хотим засадить территорию декоративными растениями, расставить лавочки, чтобы прихожане могли прийти и любоваться.


- Некоторые смущаются первого прихода в храм, потому что не знают, как себя вести…
- Я тоже, когда пришёл в храм, многого не знал, но это не помеха. Господь, прежде всего, смотрит на состояние сердца. Не надо этого бояться, надо просто идти в храм. Сейчас существует очень много литературы, практически в каждом доме, наверное, есть интернет. В поисковике можно ввести "как себя вести в храме" и почитать. Просто по старинке мы привыкли находить себе какое-то оправдание, мол, я не знаю как себя вести. Тогда задайте себе такой вопрос: а пытался ли ты узнать, как себя вести, а хотел ли ты познать, что такое храм и что там происходит? В любом случае, Господь всегда ждёт человека. И не столь важно, как человек вошёл в храм, как перекрестился. Самое главное, чтобы он с благоговеньем переступал порог дома Божьего. Достаточно вспомнить притчу о мытаре и фарисее. И сейчас в церкви есть и фарисеи, есть и мытари.
- Ваш храм позиционирует себя как миссионерский. Как Вы доносите живую веру во Христа до молодёжи?
- Когда-то один старец сказал мне такую фразу (я тогда ещё не был священником): проповедовать слово Божье можно молча. «Отче, - говорю я, - а как же это, проповедовать молча»? «Своей жизнью», - ответил он. Действительно, прежде всего, должен быть личный пример, пример веры, убеждённости. Наш приход ориентирован на то, чтобы здесь была хорошая воскресная школа. Каждый год мы набираем по две-три группы: для самых маленьких, средних и для взрослых. Сейчас, благодаря руководству города, нам пожертвованы видеопроектор и ноутбук, поэтому каждое воскресенье в 15.00 проходит видеолекторий для взрослых, мы просматриваем духовные фильмы. Для младшей и средней групп проводятся занятия в воскресной школе, организовалась духовная библиотека, можно прийти и почитать книги. Издаётся приходской листок «Доброе сердце». Увидел свет уже 22-й его выпуск. Я - открытый человек, любой может договориться о встрече, прийти, мы можем поговорить. И сколько уже бывало таких моментов, когда человек приходит, не зная, как ему жить дальше, начинаешь с ним общаться. В итоге всё очень просто: дьявол порой запутывает человека. Я руководствуюсь в миссионерской деятельности словами покойного патриарха Алексия ІІ: ничто не заменит в духовно-нравственном становлении христианина личный, живой контакт со священником. 
 Действительно, это многое даёт для духовного роста.


- Сейчас пост. Что пожелаете тем, кто идёт на подвиг поста. И что посоветуете тем, у кого нет на это силы воли?
- Самый лёгкий пост – это физически себя ограничить от приёма пищи. Хотя и это многие не могут сделать. Но более важен духовный пост. Я, например, во время поста заставляю себя отказаться от просмотра телевидения, не стараюсь даже смотреть и новости. Мой друг детства, тоже верующий, заставил себя на три дня полностью выключить мобильный телефон. По его словам, в первый день он нервничал, постоянно лез в карман за телефоном. Второй день прошёл легче, а на третий день почувствовал, каким он стал спокойным. То же чувствую и я, когда уезжаю в Украину, где у меня нет роуминга. Мобильник лишает внутреннего мира, лишает чувства собранности… Если человек на время поста заставляет себя сохранить внутреннюю тишину, это очень большое дело. Поэтому я бы посоветовал всем нашим православным верующим, христианам ограничить себя не только в приёме пищи, а как раз-таки постараться не смотреть телевидение, не слушать музыку, поменьше быть в социальных сетях, а больше читать духовной литературы, думать о Боге.
- Отец Сергий, спасибо за откровенную беседу.

Комментарии