Памяти учителя

В храме иконы Божией Матери “Взыскание погибших” бывшие ученики и коллеги почтили память учителя, которому в нынешнем июле исполнилось бы 85.
В СШ №3 г. Лунинца, где Владимир Александрович Тарасевич (03.07.1930-22.06.2002) преподавал физику, его называли душой коллектива. После панихиды настоятель иерей Сергий Крышталь добрым словом помянул педагога, среди учеников которого – несколько кандиатов технических наук. Участники встречи сфотографировались со священником, а затем продолжили разговор в информационно-просветительском центре храма.
Ветеран педагогического труда Инесса Васильевна Кунда (ур. Яскевич), выпускница-1965 СШ №2 г. Лунинца:
–В начале стала ученицей Владимира Александровича – в нашей школе он был заместителем директора по производственному обучению. Меня притягивали естественные науки, с физикой и математикой была на “вы”. Но наш учитель видел трудолюбие и поощрял заинтересованность даже не его предметом. Так что контрольные я писала нормально и экзамены сдала успешно.
Позднее, в студенческом городке в Ленинграде, видела много лунинецких парней, которые профессией будущего избрали авиаприборостроение. Среди них был и один из моих одноклассников, Вячеслав Эрдман. Он живет в России, в Таганроге. Недавно посетил Лунинец и отметил, что совершил свой выбор и состоялся как специалист во многом благодаря тому, что Владимир Александрович увлек физикой, дал основы знаний…

Когда же мы стали коллегами, восхищалась его отзывчивостью, всегдашней поддержкой всех школьных дел, а для педагогов он был настоящей палочкой-выручалочкой.
Ветеран педагогического труда Людмила Емельяновна Кирикович, выпускница-1968 СШ №3 г. Лунинца:
–Только два года мы учились в новой школе, но были счастливы своими учителями. Владимира Александровича не воспринимаю в отрыве от его супруги и коллеги, а Кристина Францевна была у нас классным руководителем. Замечательная пара, которые были и похожи, и дополняли друг друга. Прекрасный математик и физик, Владимир Александрович был в жизни очень веселым, добрым, чутким человеком. Когда избрала профессию учителя, стремилась быть преемницей своих педагогов…
Лидия Григорьевна Жук (ур. Кузьмич), выпускница-1974 СШ №3 г. Лунинца, врач-стоматолог, Санкт-Петербург (Россия):
–До сих пор помню уроки физики, которые давал нам Владимир Александрович. Шаблон, стандарт – это не о нем. У нашего учителя была своя методика. Увлеченный предметом, в хорошем смысле – фанат своего дела, он заражал нас самоотдачей. Благодаря педагогу, получила достаточные знания по физике. И ныне пользуюсь ими в своей практике.
Каждый год приезжая в отпуск, иногда встречалась со своим старым учителем. В жизни Владимир Александрович был честным и порядочным, не изменял установленным принципам. Сейчас мы называем их общечеловеческими ценностями… С ним всегда было интересно поговорить, он был разносторонне образованным человеком.
Особую роль учитель сыграл в судьбе моей племянницы Наталии Королько (ур. Кузьмич), также выпускницы нашей школы. После 9-ти классов она решила поступать в медучилище. Владимир Александрович, будучи классным руководителем, переубедил ученицу, и она не совершила опрометчивого поступка. Закончила школу с золотой медалью, Ленинградский химико-фармацевтический институт. Приобрела хорошую профессию. Наша семья благодарна учителю, с большим уважением относилась к Владимиру Александровичу, всегда вспоминаем о нем…
Ветеран педагогического труда Павел Владимирович Кунда:
–Хороший предметник, Владимир Александрович давал много открытых уроков. Обычно комиссиям не к чему было придраться. Помню только однажды, когда школу проверял будущий начальник областного управления образования, Григорий Данилович Богнат укорил: почему не использовал на уроке новые методы, т.е. не показал фильм, созданный по излагаемой теме? Коллеги сочли это замечание необоснованным… Безотказность Владимира Александровича оценил в полной мере тогда, когда работал завучем. Замена уроков, поездка в командировку и т.п. неотложные дела, которые “в штыки” принимались другими учителями, для него были нормальным рабочим процессом. Он всегда выручал администрацию школу. Для меня Владимир Александрович – добрый, честный, благородный, человек чести и человек слова.
Ветеран педагогического труда Лидия Владимировна Бородинская:
–Колеги в шутку называли меня “подруга” Владимира Александровича. И в этом не было ничего удивительного. Каждый был занят своим делом, а мне хотелось сделать еще что-то, помимо уроков. И делали – ту же теплицу. Кто мне поможет? Владимир Александрович. И в строительстве, и в огородних советах. Настоящий крестьянский сын… Еще какое-то техническое дело. К кому? К Владимиру Александровичу. И потому, что физик, и потому, что не откажет. А трудно будет – анекдот расскажет, очень уместный, рассмешит, а там и дело начнет спориться.
Ветеран педагогического труда Татьяна Васильевна Макоед:
–Уроженка Любачина, заканчивала Лахвенскую СШ. С мужем-военным колесила по большой стране. В 1990-м пришла в третью школу учителем русского языка и литературы. Пожалуй, быстрее всех сдружилась с Владимиром Александровичем. Простой, открытый, искренний. Сразил феноменальной памятью. Он помнил всех своих учеников. Иногда на совещаниях сидели вместе. Выступает, к примеру, заведующий гороно Георгий Михайлович Погребенный, а мой коллега заметит: надо же, какой строгий начальник получился, а физику знал на “троечку”… И еще мне очень запомнился ответ Владимира Александровича на вопрос: как дела? Обычно от отвечал: хвастаться нечем, а жаловаться нет смысла…
Ветеран педагогического труда, “Выдатнік адукацыі Беларусі” Александра Георгиевна Кулага:
–Мне повезло общаться с Владимиром Александровичем в различных ипостасях. Он был для меня учителем и помог в трудной ситуации. Затем мы стали коллегами, и это общение стало обогащение педагогическим опытом. Главное, что передавал нам учитель: любовь к ученикам. Он мог даже покричать на детей, но без зла, по-доброму, поэтому это было не обидно… Когда нам, молодой семье, выделили квартиру на Залесье, мы стали соседями. Приходилось обращаться по множеству вопросов, на которые всегда получали благожелательный совет или практическую помощь. Он же мог все. Надо было – и косу в руки брал, шел заготавливать корм для кроликов… Особенно сблизила нас общественная работа. В свое время была секретарем парторганизации, а Владимир Александрович – моей правой рукой. Учительская чета Тарасевичей воспитала достойных детей. Их старший сын, можно сказать, стал путеводной звездой для нашего сына. Александр поступил в Рижское инженерно-техническое училище – и наш Виталий также выбрал Латвию. Когда решила сопровождать его на экзамены, Владимир Александрович, уже хорошо изучивший маршрут, по-соседски предложил свои услуги: что, я не довезу? Таких примеров могу вспомнить множество. Главное, конечно же, что его мудрость и чувство юмора позволяли разруливать самые сложные ситуации в коллективе.
Председатель районного совета ветеранов педагогического труда Наталия Ивановна Казанкова:
–Мы познакомились с Владимиром Александровичем, когда в середине 1990-х его избрали председателем городского совета ветеранов педагогического труда. Энергичный, шустрый, общительный, коммуникабельный, он был воплощением лидера. Причем не того, кто властвует, а того, кто сплачивал коллег в очень непростое время разрушительных процессов в обществе. Ветеранов-педагогов по очереди принимала каждая школа города. Для организации массовых встреч Владимир Александрович находил понимание и поддержку у своих бывших учеников. Учительской общественности очень помогал тогдашний директор ОАО “Лунинецкий молочный завод” Александр Юрьевич Шахатуни…
И вот только сейчас я узнала, что была учительницей внука Владимира Александровича! У Александра Капитонова я преподавала курс МХК – мировая художественая культура. Мальчик вызывал очень добрые чувства. Его любимым стилем в искусстве был рококо, и он искал элементы изящества даже в любом другом направлении. А в 2001-м, когда в стране ввели централизованные тестирование, ученик СШ №4 набрал 100 баллов из 100 возможных о физике! Сашу подготовил дед…
И сын, и внук учителя названы именем отца Владимира Александровича, который погиб на фронте. Это – лучшая память о защитнике Отечества, что передается “из рода в род”, как поется в заупокойной молитве. Сам же педагог, достойно воспитавший и собственных детей, и сотни учеников, примером настоящего учителя останется в их сердцах.
Татьяна КОНОПАЦКАЯ. Фото автора.



Комментарии