Слагаемые века

 В добром здравии жить до 120-ти лет – и далее не ограничивать милосердие Господне желали родные тете, маме, бабушке, прабабушке. 18 апреля Зинаида Константиновна Кишея отметила 100-летний юбилей. Исповедав и причастив юбиляра, одним из первых ее поздравили настоятель храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» иерей Сергий Крышталь и регент хора Елена Георгиевна Ковалевич (на снимке).




Железнодорожник, преданный вере…
Уроженец ныне знаменитого своим замком г.п. Мир железнодорожник Константин Ильич Новицкий (1873-1947) перемещался по России, где была востребована его профессия. С женой Елизаветой Венедиктовной (ур. Лозовская, 1885-1979), малая родина которой – д. Тивали близ Минска, воспитывали девять детей. Они родились в разных местах, где довелось служить отцу.
В период Гражданской войны из Минска его направили в Лунинец, который вскоре оказался территорией Польши. В Восточной Белоруссии осталась одна из дочерей, которая воссоединилась с семьей только в 1939-м, – ее взросление происходило под присмотром бабушки по материнской линии.
В Лунинце некоторое время снимали квартиру, а затем купили свой дом. Здесь родились двое младших сыновей, для семей которых, как и для одной из сестер, Боханово впоследствии стало родовым гнездом.
С установлением польской власти железнодорожник, не изменивший православию, был уволен с постоянного места службы, перебивался случайными заработками. На жене лежало немалое хозяйство (корова, свиньи, куры) и воспитание детей. Двое старших сыновей учились в русской реальной гимназии, дочери – в «повшехной» школе.
По воскресениям и праздникам семья дружно посещала храм: до 1925-го – железнодорожную Свято-Александра-Невскую церковь, когда ее закрыли, – Свято-Кресто-Воздвиженскую. Дети были рады, что занятия Закона Божьего проводит знакомый по старому храму священник – о. Василий Минкевич.
По-разному сложились судьбы потомков железнодорожника.
Петр (1906-1968) после событий сентября 1939-го работал секретарем горсовета. На Великой Отечественной войне был ранен, потерял глаз. С фронта обосновался в Ростове-на-Дону.
Владимир (1908-1969), инвалид детства, с началом войны был эвакуирован. Затем его местом жительства стал Львов.
Александра (1911-1979) работала на фанерном заводе в Микашевичах. По настоянию мужа-поляка, приняла католическую веру. Затем жили в г.п. Ивенец.
Вера (1911-1994) – это та бедолага, по жизни которой прошел «кордон». Жила в д. Потреба недалеко от Минска.
Надежда – умерла в 3 года. Несмотря на то, что детей было много, родители всегда скорбели о девочке…
Варвара (р. в 1918) в годы немецко-фашистской оккупации была вывезена в Германию, где познакомилась с таким же «остарбайтером» из Польши. После войны узники нацизма поженились. С мужем обосновались на его родине. И ныне живет в Гданьске, увы, последний год прикована к постели...
Николай (1920-2003) с началом войны эвакуировался, работал на оборонном заводе в Новороссийске. Вернувшись в Лунинец, был механиком ПМК-47.
Евгений (1925-1992) также был вывезен на принудительный труд в Германию. Вернувшись на родину, работал инженером УКСа, главным инженером МСО, железнодорожной строительной организации (НГЧ).
Шестой была Зинаида (р. 18.04.1916 г. в г. Рамны Сумской губ.). Окончив «повшехную» школу, переехала в Микашевичи к старшей сестре, строилась работать на фанерный завод. Там и познакомилась с будущим мужем.
Муж защищал и Родину, и семью…
Уроженец Лунинца Николай Степанович Кишея (12.08.1918-19.01.2010) во время Первой мировой войны потерял отца. С мамой, Надеждой Константиновной (ур. Сергиевич, 1898-1961), переехали в Микашевичи. Окончив семь классов «повшехной» школы, в 1935-м был принят в качестве воспитанника в военный духовой оркестр, который базировался в м. Давид-Городок.
Дед мальчика не поощрял его увлечение, ворчал, мол, этими звуками «созываешь чертей». Тем не менее, внук освоил корнет, цимбалы, аккордеон, кларнет. Любимым инструментом стала мандолина, которая до сих пор хранится в семье.
В конце 1930-х Николай устроился рабочим на Микашевичский фанерную фабрику, где и встретил свою суженную.
18 февраля 1940 года Николай Кишея и Зинаида Новицкая обвенчались в Лунинце в Свято-Кресто-Воздвиженской церкви. В наследство невесте из родительского дома была передана картина на религиозную тему. Подобные сохранили многие горожане, история рода которых связана с образованием железной дороги в Лунинце. Такие необычайные полотна, которые лунинчане воспринимают как иконы, и в ХХI веке охраняют дома православных жителей…
В сентябре 1940-го Николай Кишея был призван в Красную Армию. Во время прохождения воинской службы играл в духовом оркестре 596 стрелкового полка. С октября 1941-го по май 1945-го принимал участие в Великой Отечественной войне – музыкантов обучили санитарному делу. Нередко приходилось участвовать в вылазках полковых разведчиков. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», многими юбилейными.
На венгерской земле и завершилась для Николая Степановича война. Демобилизовался в 1947 году.
Какой же стала война для молодой жены? После призыва в армию мужа Зинаида устроилась в дистанцию пути. В период немецко-фашисткой оккупации была вывезена в Германию. После освобождения вернулась на прежнее место работы, дождалась мужа.
В мирное время Николай Степанович закончил Всесоюзный заочный университет искусств. Работая слесарем в паровозном депо, одновременно являлся руководителем духового оркестра, без которого не обходилось ни одно торжество в Лунинце. С железнодорожного узла и ушел ветеран войны и труда на заслуженный отдых.
Зинаида Константиновна хранит память о большой и дружной семье, которая осталась в истории Лунинца увлечением музыкальным искусством. Свой оркестр был и дома. Семейные и государственные праздники, когда приходили ее братья, съезжались семьи из разных городов и стран, превращались в концерты, которыми заслушивались соседи. Сама хозяйка также любила петь, с песней выполняла любое хозяйственное дело.
Дела дочери – золотая строка в музыкальную историю Лунинца…
Людмила Николаевна Орешкевич (р. 04.02.1953) свою жизнь, без преувеличения, отдала Лунинецкой детской музыкальной школе. Она рассказывает:
– В музыкальную школу родители отдали меня раньше, чем в обычную. Иначе и не могло быть в семье увлеченных музыкантов! Я в домашних «оркестрах» обычно выступала в роли певицы. В школе училась по классу фортепиано. Инструмент стоил дорого, осознавали, что нет средств его не приобрести. Папа нарисовал клавиатуру на фанере, которая доныне хранится дома. Много времени занималась на этих «немых клавишах». Но необходимы были и практические занятия. Ждала, пока окончатся уроки в школе. Такой «безинструментной» была не одна, поэтому очередь до меня доходила очень поздно. Но папа всегда ждал свою ученицу и нес меня на плечах домой – на Боханово.
Мне очень повезло на семью. В детстве была окружена хлопотами двух бабушек и мамы. Под их бдительным вниманием находилась до 4-го класса, после чего уже приобрела навыки самостоятельности. Педагогический и родительский опыт убеждает, что детям очень необходима поддержка взрослых. Как мамы и папы учат ходить своих малышей, так должны помочь им войти в знания.
К сожалению, не удалось воплотить это убеждение в воспитании собственных детей. У меня на первом месте всегда была работа. Дома практически не бывала, поэтому ощущаю вину перед дочерями. Очевидно, моя служебная занятость предопределила их профессиональный выбор. Ирина и Татьяна окончили музыкальную школу по классу соответственно скрипки и фортепиано, но не выразили желания продолжать музыкальное образование. Старшая по специальности экономист, младшая – юрист.
Стремлюсь больше внимания уделять внукам. Особенно, когда вижу, какими утомленными возвращаются после рабочего дня дочери. У современного поколения все иное – задачи, потребности, темп жизни. Думаю, что наша ситуация – типичная. Замечаю по школе, скольких учеников приводят на занятия бабушки…
Творчество – далекая от математических расчетов сфера, но учреждение наиболее характеризуют цифры. Л.Н. Орешкевич стала директором в мае 1989 года. Тогда 25 пять педагогов преподавали специальности 240 ученикам в небольшом деревянном доме. Он виден напротив 3-этажного основательного здания ДМШ, в которое музыкальная школа перешла 4 ноября 1989 года. Этот день Людмила Николаевна считаем самым счастливым в жизни… Через 4 года открыли группу эстетического воспитания – кроме нее, преподавали Татьяна Николаевна Богдан (английский язык) и Ольга Георгиевна Решетко (изобразительное искусство). С 2001 года действует хоровое отделение, с 2003 – художественное. Значительно расширен класс струнно-смычковых инструментов. В 2006/7 учебном году открыли хоровое народное отделение и класс виолончели. За 19 лет, когда ДМШ руководила Л.Н. Орешкевич, школа «выросла» до 49 педагогов и 445 учеников. Еще 107 детей обучались на основе самоокупаемости в группах – подготовительной, эстетической, художественной. Сравните: население Лунинца остается практически на одном уровне, а количество его юных жителей, желающих заниматься творчеством, увеличилось более чем вдвое! И во многом это – заслуга директора ДМШ. 
Людмила Николаевна стояла и у истоков ансамбля духовного пения «Логос», в котором до сих пор участвует вместе с другими преподавателями. Свое жизненное мироощущение она выражает строками из одного из самых любимых произведений: «Слава Богу за все! Слава Богу за скорбь и за радость…». И подчеркивает:
– Путь к храму мне указали родители. В церковном хоре большую часть жизни пел папа. Маленькой девочкой, держа за руки маму и папу, каждое воскресенье и в праздники шла в храм. С Боханова – пешком, никаких автобусов не было! Естественно, когда стала школьницей, а затем и преподавателем, посещение храма запрещалось. Но ежегодно накануне Пасхи в четыре часа утра, когда большинство лунинчан еще спали, шла в церковь и преклонялась перед плащаницей. Счастлива ныне гармонией в обществе, которая позволяет сочетание светской и духовной жизни.
Радость, преумноженная многими людьми!
Безусловно, и молитвами дочери век мужа и отца продлился почти до 92 лет... Людмила Николаевна и сегодня благодарит Бога за то, что еще называется «доченькой». На семейном торжестве звучали поздравления Зинаиде Константиновне от двух внучек и трех правнуков, семерых племянников из разных городов и стран.
Очень многие люди преумножили радость уважаемой лунинчанки в день ее 100-летия. Зинаиду Константиновну поздравили бывший и нынешний начальники дистанции пути – Николай Адамович Ширченко и Василий Васильевич Мойсак, начальник управления по труду и социальной защите Ирина Михайловна Семенченко и директор территориального центра социального обслуживания населения Тамара Никифоровна Потурай. Сады, цветущие за окном, будто переместились в дом букетами подаренных роз, наполнив участников юбилейного торжества ощущением свежести весны, добавив бодрости и силы духа Зинаиде Константиновне.
Пусть в этом доме, согретом теплом души и добротой 100-летней хозяйки, не смолкают пожелания «Многая лета»!
Татьяна КОНОПАЦКАЯ. Фото из семейного архива юбиляра.

Комментарии