«Любитель и знаток партесного пения…»

Священник Тимофей ДЮКОВ (ок. 1883-1965) служил настоятелем Свято-Кресто-Воздвиженского храма г. Лунинца в 1920-е гг.
  
Закладка нового здания церкви – каменного – была осуществлена 17 апреля 1912 года (освящена 4 ноября 1921-го). И именно в нынешний, юбилейный год, появились важные биографические сведения о батюшке, фотографии которого хранятся в семьях многих старожилов.
Этому открытию (как и ряду других в истории Лунинецкого православного прихода) обязаны настоятелю Свято-Параскевинского храма с. Морочное Заречненского района Ровенской области Сарненско-Полесской епархии УПЦ Московского Патриархата (Украина) протоиерею Павлу Дубинцу. Изучив клировые ведомости 3-го благочинного округа Пинского уезда за 1895-1917 гг., священник нашел сведения о многих церквах, причте и клире (доклад на VIII Свято-Андреевских педагогических чтениях // Лунинец, 31.10.2017).
Стало известно и о духовной династии, истоки которой – в Тверской губернии. Там псаломщиком одного из приходов служил Иван Дюков.
Его сын, Александр Иванович Дюков (р. ок. 1866), 1 марта 1905 г. Михаилом, епископом Минским и Туровским, рукоположен во священника к Будчанской церкви Слуцкого уезда. Имел серебряную медаль на Александровской ленте в память царствования Александра III и темно-бронзовую медаль по первой общей переписи населения. По прошению 14 августа 1906 г. переведен к Свято-Покровской церкви села Плотница Пинского уезда, где был и законоучителем церковно-приходской школы.
По ведомости 1895 г., церковь Плотницкая Свято-Покровская, построена в 1875 г. (по ведомости 1906 г., – в 1871 г.) «тщанием прихожан и казны». В 1889 г. проведен капитальный ремонт на сумму 4.375 рублей «тщанием прихожан». Что же представлял собой приход в 1906 году?
В окрестностях с. Плотница: дворянских дворов – 8, мужчин – 33, женщин – 34; мещанских дворов – 163, мужчин – 652, женщин – 646; казенных крестьянских дворов – 14, мужчин – 58, женщин – 53; временно обязанных крестьянских дворов – 15, мужчин – 63, женщин – 53.
Всего по приходу вместе с жителями других сел, в 623 дворах проживают 2.493 мужчины и 2.332 женщины, православного вероисповедания. «Очень сильный приход, как обычно в полесском краю».
ххх
Возможно, один из сыновей остался с дедом, на малой родине отца? Это предположение возникло, когда в «Журнале Московской Патриархии» (1966, №2, с. 35) прочла некролог памяти протоиерея Василия Александровича Дюкова, который на 73-м году жизни умер 7 декабря 1965-го в г. Бологое Калининской области (как известно, в советское время Тверь была переименована, а в 1990-е гг. городу вернули историческое название).
В 1906 г. в Плотнице вместе с супругой священника – Анной Тимофеевной (р. ок. 1862) – указаны пятеро детей.
О троих – сведения самые краткие: Иоанн – 18 лет, учится в Тверском духовном училище; Анна – 16 лет, учится в царском (?) училище; Мария – 11 лет, учится в Минском женском училище.
О Сергее в документах 1906 г. сказано: «13 лет, учится в Пинском духовном училище». Затем – вновь же сведения из «Журнала Московской Патриархии» (1960, №6, с. 31):
«Протоиерей Сергий Дюков (Дюков Сергей Александрович) (1893-13.03.1960). Родился в семье священника. В 1912 г. окончил Минскую духовную семинарию, а в 1917 г. – юридический факультет Варшавского университета. После Октябрьской революции – в эмиграции в Польше, в связи с изменением государственных границ. В 1923 г. был рукоположен во священника и прослужил в священном сане 37 лет, из них 32 года – в г. Высокое. Митрофорный протоиерей. В 1960 г. упомянут как благочинный Высоковского округа и настоятель Кресто-Воздвиженского храма. Скончался в г. Высокое Минско-Белорусской епархии». 
ххх
Вероятно, сын священника (родился в одном из приходов по месту назначения отца) стал его преемником в деле духовного служения. В «ЖМП» (1983, №12, с. 25) помещен некролог:
«Протоиерей Михаил Дюков (Дюков Михаил Сергеевич) (п. Антополь, 17 января 1927 – г. Высокое, 19 августа 1983) (Минская епархия)».
ххх
В выше указанных клировых ведомостях 1906 г. указано:
«Тимофей – 17 лет, учится в Минской духовной семинарии».
Из другого документа (приводим его ниже) предстает еще один факт этого периода: в 1911/1912 гг. Тимофей Дюков руководил семинарским хором «в бытность свою воспитанником Минской духовной семинарии».
Точно известно, кого Тимофей Александрович Дюков избрал в спутницы жизни. Это была дочь настоятеля Лунинецкого Свято-Кресто-Воздвиженского храма Вера Николаевна Прорвич. Младшая из трех сестер, даты жизни которых известны: Любовь (17.09.1888-29.10.1974) и Надежда (1890-07.03.1972) похоронены в Лунинце…
В 1912 году был рукоположен, но кем и к какому храму – пока не установлено.
Вероятно, священник служил на территории, которая в годы Первой мировой войны оказалась оккупированной кайзеровцами, и семья, эвакуировавшись, нашла пристанище в Лунинце (наш город был занят в феврале 1918-го).
Уже в 1916 г. в метрических книгах Свято-Кресто-Воздвиженского храма указан отец Тимофей Дюков, который отпевал погибших или умерших от ран воинов царской армии.
Батюшка был, как сказали бы теперь, активным общественником. Его имя указано в списке лиц, внесших членские взносы (по 11 руб.) в Союз священно- и церковнослужителей: «По Лунинецкому уезду – священник Лунинецкой церкви Тимофей Дюков» («Минские епархиальные ведомости», 01.09.1917, №15, с. 271). По утверждению краеведа Льва Колосова из Минска, основанному на информации из этого же источника, священник Тимофей Дюков пользовался уважением у прихожан, авторитетом, судя по неоднократным поощрениям, – в высших церковных сферах. Активно откликался на мероприятия по сбору пожертвований для голодающих южных губерний России, для раненых воинов в Первую мировую войну. (Лунінецкая памяць-4. Духоўнасць // Мінск, 2010, с. 109-111). 
После трагической гибели тестя и деверя – Николая Павловича Прорвича и его сына Николая, вероятно, в 1919 г. отец Тимофей Дюков стал настоятелем Лунинецкой церкви.
По воспоминаниям лунинчан, имел большие конфликты с польскими властями: сопротивлялся ведению церковной отчетности на польском языке, замене церковных печатей с русским текстом на польский. Под давлением властей был вынужден подчиниться… Опубликовано и такое свидетельство: «…Не всегда уживался с церковным советом и польскими властями, о чем часто поступали жалобы епископу. И тогда Софья Федоровна Прорвич спасала своего зятя «от владычняго гнева»: она отправлялась в Пинск и улаживала конфликт в консистории» (В.Н. Тумилович. Возрождение забытого имени…// Лунинец, 2001, с. 29).
Еще одно свидетельство старожилов: с открытием нового каменного храма настоятель отец Тимофей Дюков стремился закрыть железнодорожную школу-церковь, потому что там духовно окормлялись жители Залесья – более зажиточные служащие станции, депо и дистанции пути. По некоторым данным, это удалось сделать в 1925 г.
В этом же году в летописи Язвинской церкви указано: «Выдающееся событие в церкви – это объявление Автокефалии 17 сентября. 10 октября Язвинский приход посетил Его Преосвященство, Преосвященнейший Александр, Епископ Полесский и Пинский. Владыка прибыл из Лунинца на автомобиле, предоставленном военными властями, ровно в два часа дня в сопровождении… местного Благочинного о. Тимофея Дюкова».
К этому времени относится фотография церковного хора, которую хранят потомки многих из тех, кто изображен на снимке. В центре – отец Тимофей Дюков. Возможно, рядом с ним, слева, – супруга Вера Николаевна?
Согласно ряду архивных документов (за ознакомление с их публикацией благодарна протодиакону Андрею Горбунову из Свято-Покровского храма г. Барановичи), 20.09.1924 г. священник назначен благочинным 1-го Лунинецкого церковного округа, 02.03.1925 г. – руководителем миссионерского комитета Лунинецкого повета.
Позднее последовал перевод отца Тимофея Дюкова. 10.08.1928 г. – настоятель прихода Антополь и благочинный 3-го Кобринского округа, 01.05.1932 г. – протоиерей, 31.03.1933 г. – настоятель прихода Хойно, и.о. благочинного 3-го Пинского округа; 10.05.1933 г. – в Мыщицах Кобринского благочиния. (Журналист из Жабинки Анатолий Бензерук установил, что в 1933 г. в Покровской церкви в Мыщицах, ныне – в составе Жабинки, долго не было настоятеля, поэтому в конце марта – начале апреля эту должность исполняли несколько священников, при этом Таинства чаще всего совершал отец Тимофей Дюков). 26.07.1933 г. и 24.08.1933 г. – временно настоятель прихода Озеры Гродненского повета, 28.06.1934 г. – в приходе Синявка Несвижского повета; 13.13.1934 г. – настоятель в Сулавках, в церквах Лаховице и Годловице округа Барановичи (перевод на русский язык мой, о. Григорий Сосна и м. Антонина Троц-Сосна «Иерархия и клир церкви православной в границах ІІ Речи Посполитой и межвоенной Польши в ХІХ-ХХІ веках», с. 203-204 // Риболи, 2012).  
Следующее документальное упоминание – почти через 20 лет.
В «Журнале Московской Патриархии» (1952, №9, с. 67) опубликована информация «О 40-летии священства» за подписью протоиерея Г(еоргия?). Прорвича (интересно, просто однофамилец или родственник настоятеля, который возвел Кресто-Воздвиженский храм в Лунинце?):
«3 июня с.г. в Свято-Михайловском храме г. Слуцка происходило чествование настоятеля храма, протоиерея Тимофея Дюкова по случаю 40-летия его пастырской деятельности.
Возглавлял торжество Бобруйский благочинный, митрофорный протоиерей Ф. Дмитриюк.
Во время Божественной литургии, вместо запричастна, протоиерей Г. Прорвич произнес проповедь о значении юбилеев в честь пастырей и о трудностях пастырского служения.
Пред молебном прот. Ф. Дмитриюк выступил с прочувственной речью, в которой охарактеризовал юбиляра, как пастыря, б. благочинного и б. члена консистории, и вручил юбиляру Патриаршую грамоту.
Свящ. М. Марьянский поздравил юбиляра от имени верующих в г. Слуцке. Прот. С. Дюков, младший брат о. Тимофея, отметил в своей речи много тяжелых житейских переживаний юбиляра. Член церковного совета З. Колядко от имени прихожан благодарила о. Тимофея за труды по капитальному ремонту храма.
С сердечным волнением, словами благодарности отвечал юбиляр. Он благодарил также высшую епархиальную власть и ее представителя, о. благочинного, за исходатайствование высокой награды — Патриаршей грамоты.
Проникновенно пел хор под управлением о. Тимофея, любителя и знатока партесного пения, руководившего в 1911/1912 гг. семинарским хором в бытность свою воспитанником Минской Духовной Семинарии.
Во время трапезы, предложенной юбиляром гостям, прот. П. Линник в застольной речи отметил, что деятельность пастыря без спутницы Жизни — матушки была бы для него тяжела, а диакон Михайловской церкви Г. Зайко в своем выступлении охарактеризовал юбиляра как своего учителя, пастыря Церкви и руководителя приходской жизни».
В этой информации заинтересовало новое словосочетание – «партесное пение». Оказалось – это тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Берет свое название от слова «голоса» (с латинского), поскольку разделяется на голоса или партию. Количество голосов может быть от 3 до 12, а может достигать и 48.
Родина гармонического, или партесного, пения – Юго-Западная Русь. В борьбе с унией и католичеством в начале XVII века здесь противопоставили католическому «органному гудению» свои православные «многоголосные составления мусикийские» как одно из средств удержания православных от совращения в латинство. Инициаторами и организаторами их были юго-западные братства, открывавшие школы при православных монастырях с обязательным обучением церковному пению и заводившие хоры при церквях. Репертуар этих хоров состоял из местных, киевских одноголосных напевов, подвергавшихся специальной хоровой обработке по западноевропейской гармонической системе.
Как видно, хоровое партесное пение сохранилось на протяжении столетий, и, судя по всему, звучало и в Лунинце в первой трети ХХ века. Кстати, на одной из фотографий того периода местный церковный хор – в составе более 30-ти человек. Можно представить, какое многоголосье звучало в нашем храме!
На одном из интернет-сайтов находится такая информация: «Родился около 1892 г. Предположительно, брат протоиерея Сергия Дюкова. Священствовать начал в 1912 году, сразу же по окончании Минской духовной семинарии. Служение проходил в приходах в городах Лунинце, Кобрине, Слуцке и Брянске. После революции в эмиграции в Польше (?) в связи с изменением государственных границ. Прослужил в священном сане 53 года (после Второй мировой войны – в юрисдикции Московского Патриархата). В течение долгого времени исполнял обязанности законоучителя в учебных заведениях Западной Белоруссии. Митрофорный протоиерей. Был знатоком церковного пения. К концу жизни находился за штатом. Скончался 25 ноября 1965 г. в г. Вильнюсе на 73-м году жизни».
Случайно или сознательно здесь убавлено 10 лет жизни батюшке…
Известно, что дочь Дюковых – Нина, которая училась в Лунинецкой русской реальной гимназии (и играла в струнном оркестре «реалки» – см. фото), затем – в одном из вузов Вильно, вышла замуж за однокурсника Владимира Козака, у них был сын Юрий. Возможно, молодая семья и обосновалась в Вильнюсе, а к дочери на склоне лет переселились родители? Во всяком случае, следующее сообщение о священнике, опубликованное в рубрике «Вечная память почившим!» «Журнала Московской Патриархии» (1966, №2, с. 35), – из Виленской епархии. Сообщается, что на 83-м году жизни протоиерей Тимофей Дюков умер 25 ноября 1965 года…
Татьяна КОНОПАЦКАЯ. г. Лунинец.
P.S. Буду признательна за любое уточнение или дополнение в биографии священника Тимофея Дюкова, которого, в память и о своих родных, добрым словом вспоминают новые поколения лунинчан… Т.К.
НА СНИМКАХ: церковный хор Свято-Крестов-Воздвиженского храма. В центре – отец Тимофей Дюков. В этом ряду известны диакон Иоанн Соболевский (2-й), певица Раиса Алексеевна Конончук (7-я), регент Константин Федорович Вечорко (8-й). Стоят хористы: Иван Иванович Мотор (1-й), Иван Минич Лобачевский (4-й), над женой – Сергей Филиппович Конончук (7-й). Внизу – Зинаида Петровна Катуша среди двух малышей. Лунинец, до 1928 г.; еще на двух фото – струнный оркестр Лунинецкой русской реальной гимназии. На первом снимке во 2-м ряду слева 3-я Нина Дюкова – в форменной фуражке, с инструментом, на грифеле которого – бант; на втором снимке она рядом с руководителем Гунтарисом Гульбинусом справа 1-я. Обе фотографии сделаны в 5-летний юбилей коллектива – 22 июля 1926 года.
Фото из архива Льва Колосова

Комментарии