«Всякое начало требует благословения Божия…»

В Лунинецком государственном политехническом профессионально-техническом колледже утром по вторникам проводят классные часы. Раз в месяц приглашают представителей духовенства. Очередной “духовный десант” встретился со студентами 30 октября. Юноши и девушки заранее подготовили вопросы, на которые отвечали священники.

Предлагаем вашему вниманию диалог с молодежью в рамках проекта “Духовный вторник” помощника Благочинного по религиозному образованию и катехизации протоиерея Сергия Крышталя.

–Говорят, что Бог был всегда. Как это может быть? Ведь у всего есть начало!
–Позвольте с вами не согласиться. Например, в геометрии есть прямая, у которой нет начала и нет конца, она бесконечна. Платон говорил, что круг – это идеальная фигура, также не имеет ни начала, ни конца. Поэтому в иконографии над главой Бога изображают нимб в виде круга. Ведь мы на веру принимаем, что прямая и круг бесконечны. Здесь не работает человеческая логика, а работает вера. Точно также мы можем говорить и о Боге, применяя данные категории.

–Почему одни говорят – храм, а другие – церковь. Как правильно?
–Говорим «храм», когда имеем в виду само здание, а «церковь» – когда имеем в виду собрание людей. Церковь – это богословский термин, храм – архитектурный.

–Почему католики на службе сидят, а православные стоят?
–Такова традиция. Ну, хотя бы потому, что в сидячем положении легче задремать,  а стоя можно упасть, если заснешь. В книге Сираха в Ветхом Завете есть такое выражение, где Господь Бог обращается к человеку: “Сыне, дай мне свое сердце”. Кто-то из Святых Отцов сказал: “Если не можешь отдать свое сердце Богу, то хотя бы отдай Ему свои ноги”. Стоять более аскетично.

–Нужны ли вообще храмы, церкви? Были ли они у древних христиан?
–А как же без храма? Храм – это место, где собирается церковь. Христос говорит: “Где двое или трое соберутся во имя Мое, там Я посреди их”. Первые христиане были гонимы и свои собрания устраивали или в катакомбах, или в своих приватных домах. После Миланского эдикта в 313 г., когда христиане получили свободу, тогда и стали строить храмы. Прототипом их был Иерусалимсий храм иудеев.

–Бог что – «обитает» в храме?
–Бог обитает или, вернее, присутствует везде!

–Зачем нужно ходить в храм? Можно ведь прекрасно верить в душе в Бога и молиться дома.
–Вера подобна автомобилю, на котором мы едем на встречу с Богом, а духовная жизнь – это топливо, без которого автомобиль никуда не двинется. Но что же такое духовная жизнь? Прежде всего – это общение с Богом, это чтение Его Послания к человечеству, это исполнение Его заповедей, которые можно объединить в два правила: 1. Люби безгранично Бога и 2. Люби каждого человека. В душе мы же не ходим в холодильник за продуктами или в банк за зарплатой? Совместная молитва – это заповедь Бога, которую мы должны исполнять. Почему и зачем? На эти вопросы очень хорошо ответил преп. Антоний Великий. Своим ученикам он сказал, чтобы те принесли ему веник. Затем он попросил одного из вопрошавших, «Почему нужно ходить в церковь на совместную молитву?», чтобы его переломал. У того ничего не получилось. Тогда Святой попросил, чтобы развязали веник и по одиночке попробовали переломать прутики. Все прутья меньше, чем за минуту, были сокрушены. Наставник иноков сказал: «Так и с людьми. Если мы не будем держаться вместе, тогда нас дьявол очень быстро переломает». В этом отношении широко известны слова Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке». Храм – это прежде всего место единства христиан в Таинстве Евхаристии.

–Если я в храме устала, могу я сесть?
–Да, безусловно, вы можете сесть. Для этого и стоят лавочки вдоль стен нашего храма.

–Хорошо известны слова: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». Это что значит – в ответ на пощечину мы должны подставлять другую щеку?
–Это означает, что мы не должны за зло воздавать злом. Христианин должен быть выше низменных страстишек, которые опутывают грешного человека.

–Какой грех совершили Адам и Ева?
–Грех ослушания Своего Небесного Отца, который был их Творцом. Непослушание и нетерпение – основа трагизма. Когда-то прочитал интервью с одним епископом,  у которого спросили: “Как вы боретесь со своими трудностями?”. Он ответил: “Все мои проблемы были от моего несмирения и непослушания”. Прочитав это признание и мысленно прокрутив свою жизнь, я увидел, что практически все мои проблемы (95 процентов) возникали именно из-за нетерпения и непослушания. Видите, как пагубен в нашей жизни этот прародительский грех, которому предшествовал еще и сатанинский грех гордыни.

–Почему нельзя работать в воскресенье?
–Вся наша жизнь должна быть подражанием Нашему Творцу. “Будьте совершенны, как Отец Мой Небесный совершенен есть”. Бог почивал в седьмой день недели. Вот и мы подражаем Ему. Отдыхаем и собираемся на встречу друг с другом в храме, чтобы составить церковь и через это встретиться с Самим Богом, который пребывает среди собравшихся во имя Его. В Ветхом Завете днем отдохновения была суббота,  а в Новом – стал день Воскресения Господа нашего Исуса Христа.

–Если летоисчисление идет от Рождества Христова, то почему Рождество и Новый год отмечаются в разные дни?
–Календарь, разработанный группой александрийских астрономов, назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н.э. Год по юлианскому календарю начинался 1 января, так как именно в этот день избранные комициями консулы вступали в должность. А Христос по Преданию родился 25 декабря. Так называемое «летоисчисление идет от Рождества Христова» – это условность, стартующая с года рождения Спасителя.

–Зачем люди венчаются? Обязательно ли это делать молодожёнам?
–В христианской традиции Таинство Венчания – это не просто красивая церемония, дающая право на совместное проживание мужчины и женщины. Это Таинство единения двух сердец во одну плоть. Это Таинство совместного путешествия в Царство Небесное, при этом – друг друга совершенствуя. Таинство Брака – это не только начало Таинства Любви, это еще и начало Таинства зарождения Новой Жизни. Всякое начало требует благословения Божия! Апостол Павел называет семью малой Церковью. Человека, начинающего создавать семью без Божия благословения, разве можно назвать христианином?

Обработала Татьяна КОНОПАЦКАЯ. Фото из архива колледжа.

Комментарии