«Живи и помни»

Очень простые истины чаще всего осознаются в зрелом возрасте. Но иногда человек, не декларируя, дорожит извечными ценностями, следуя им на своем жизненном пути. Встреча с такими людьми вселяет ощущение в незыблемости мироздания, которое в последнее время подвергается особенно сильным колебаниям...

В октябре водитель АП-10 Михаил Емельянович принимал поздравления с 60-летием. Рассказали об этом руководители Лунинецкой первичной организации ОО “Белорусский союз ветеранов органов пограничной службы”, с которыми в храме иконы Божией Матери “Взыскание погибших” осуществляли духовно-патриотический проект. Участником его был и Михаил Иванович. Удивилась, узнав, что юбиляр – житель деревни Дятловичи. Сразу же возник вопрос, ответ на который получила, узнав о трагической истории рода.

Откуда в Дятловичах озерницкая фамилия

Последствия немецко-фашистской оккупации остаются, как отметил поэт, "ранай адной страшэннай на целе маёй Беларусі". Не заживает она и у потомков одного из родов, корни которого – в Озерница.
Семейное предание свидетельствует об этом так.
Однажды по просьбе партизан Борис Филиппович Емельянович должен был обменять мясо на соль. С этой целью приехал в Лунинец. Но выдал предатель, и в городе крестьянина арестовали. Узнав об этом, забеспокоилась жена. Невестку очень любили в семье, запрещали идти в город. Она же старалась позаботиться о муже. На следующий день Татьяна понесла мужу продукты. Наутро родные узнали, что обоих расстреляли на “Бензинке”.
Здесь более 50 лет назад насыпан Курган Бессмертия. Известно, что в этой могиле почти пяти тысяч жертв фашизма есть много и семейных пар. Они ушли из жизни в один день, о чем всегда мечтали романтические литературные герои. Правда, наши земляки – не по своей воле...
В семье Татьяны и Бориса было четверо сыновей. После расстрела Емельяновичей немцы приехали в Озерницу и искали их детей. Но безрезультатно – сирот спрятали соседи. Когда опасность уменьшилась, мальчики прибежали в Дворец. Здесь жила одна из трех теток по отцу – Екатерина Ярохович. С мужем растили троих своих детей. Немалая семья, но рассуждений не было – все же родная кровь... Сироты остались. Скоро к ним добавилась еще одна страдалица. Дело в том, что вторая сестра из Озерницы вышла замуж в Дятловичи. В молодой семье родилась доченька. Во время оккупации Марию Коцуба с мужем принудительно угнали в Германию. Чудом удалось сбежать при облаве и остаться в деревне их 3-летней дочурке…
В 1944-м забрали в Красную Армию единого кормильца большой семьи. Уже на фронте он узнал о рождении четвертой дочери.
Еще раньше во Дворце нашла приют сестра, которая была замужем на хуторе Обруб (ее мужа перед войной выслали на Север, а детей не было). Анна и помогала растить восьмерых племянников. Очевидно, когда зять ушел на фронт, а сестре, беременной, нелегко было справляться со всеми домочадцами, Анна с четырьмя парнишками и девочкой перебралась в Озерницу.
Филипп Емельянович и его жена, родители трех сестер и брата, умерли от тифа (вот еще одна – не учитываемая – категория жертв войны...). Судьба дала долгую жизнь Прокопу Емельяновичу, который принял внучку с правнуками. На полу на соломе спали взрослые и дети.

Трагедии войны и мира… 

После войны посчасливилось вернуться с фронта и мужу Екатерины (хотя и инвалидом), и Марии с мужем из Германии. Им повезло на немецких хозяев, но истощала тоска по дочери и родине...
А что же сироты-Емельяновичи? Старшего из детей власти разрешили забрать тетям, а младших – направили в детский дом. Как раз они трое уже и завершили земной путь. Михаил обзавелся семьей в Чебоксарах. После его ранней кончины вскоре умер и сын. Могилы досматривает многострадальная вдова и мать, чувашка по национальности... Трагическая судьба была уготована Василию, который жил в Минске. Рано потерял жену. Стремясь забрать себе квартиру молодой семьи, теща и ее сын убили бывшего зятя. Когда преступление раскрыли, убийц расстреляли. (Кстати, следствие выяснило, что эта женщина, пусть даже язык не поворачивается назвать так бесжалостное чудовище, долгое время разыскивалась за предательство – она ​​была пособницей немецко-фашистских оккупантов...). Сын Василия остался сиротой в 5 лет. Дяди решили не отдавать его в детский дом. Решили, что отца племяннику заменит Виктор. Шахтер, он работал на Севере, а затем обосновался на Украине – в Червонограде. Там и осталась жена. Виктор же переехал в Минск, несколько лет ухаживал за мальчиком, пока потрясения судьбы не сократили жизнь... После смерти отца его дочь взяла под опеку повзрослевшего двоюродного брата.
Виктора похоронили рядом с Василием на кладбище в Дятловичах.

Родители

В этой деревне жил старший брат, Иван Борисович Емельянович (1934-2010). Его вместе с Марусей воспитывала ее семья после возвращения из Германии. Вместе с родными была и вторая тетя – Анна, которой возвели небольшой домик...
Жену Ивана, как и приемную маму, также зовут Марией. Это к ней на хутор Павловские после возвращения из армии пришел в “примы” озерницкий сирота. В семье родилось восемь детей, но трое умерли в младенчестве.
Один из пятерых, к сожалению, инвалид с детства. Возможно, уход за Сергеем укрепляет мать? Мария Лаврентьевна в прошлом году отметила 80-летие. Но больше – жизнеутверждающая сила любви. А ее щедро дарят еще трое сыновей и дочь. Интересно, что у каждого в семье – тоже по сыну и дочери. Так что хуторянка богата восемь внуков. Есть уже и правнуки...
Но вернемся к повествованию о старшем из сыновей.

Молодость на границе

Для каждого мужчины, рожденного в СССР, значительное место в жизни занимает служба в армии. Михаил Емельянович – не исключение.
Он был призван осенью 1976 года. Служил на границе. В зоне внимания находилась территория Украины: частично – в Ивано-Франковской, частично – в Черновицкой областях и до самой Молдавии.
–Нам очень повезло: в одной части оказались трое даже не земляков – родственников из Дятловичей, – улыбается Михаил Иванович. – Александр Демьянович Черноокий и Александр Андреевич Коцуба между собой – двоюродные братья, а я – их троюродный.
Он рассказывает о службе, до деталей вспоминая отдельные происшествия, называя номера застав и фамилии офицеров, как будто события происходили не 40 лет назад, а совсем недавно. В первый месяц службы командир доставлял новобранцев на заставу и рассказал о том, что перевал в Карпатах, по которому ехали, готовил еще Брусилов. Генетически храня в памяти и сердце трагедии Великой Отечественной, Михаил Емельянович отчетливо осознал и страдания народа в Первую мировую войну, 100-летие которой отметили в нынешнем ноябре.
Белорус восхищался красотой зеленых Карпат (покрытых преимущественно еловыми породами – “смэрэгой”) и сочувствовал простым жителям горных сел, избы которых и в конце 1970-х гг. топились “по-черному” – без дымоходов. Он навсегда запомнил, как 4 июня 1977 года выпал снег глубиной по колено. И до сих пор сохранил яркие впечатления: как в национальных одеждах гуцулы отмечают не только праздники церковного календаря, но и выход скота на луг – на “полонину”; как трембитами приветствуют праздники и провожают покойников в последний путь…
Михаил Емельянович служил в роте связи, обеспечивал семь застав, пешком прошел по тылам по всему периметру территории. Утверждает, что за два года не слышал даже слова “дедовщина”, тем более – не осознавал его понятия.
–Когда случались боевые выходы, мы не пускали первогодков, жалели их, – рассказывает Михаил Иванович. – На серьезные происшествия вперед выходили те, кто служил второй год…

Опыт гарантирует надежность  

Вернувшись из армии под Новый год, Михаил Емельянович вскоре женился. В молодой семье друг за другом родились двое детей. Устроился водителем – и “изменил” избранному месту работы только на несколько лет.
–Люблю дорогу, – улыбается Михаил Иванович. – Самостоятельно определяю маршрут, с удовольствием изучаю новые края. Объездил, можно сказать, всю Россию – и до Урала, и за Астрахань…
Январь 2010-го запомнился тремя событиями: у Михаила умер отец и родился внук, а в автопарке вручили новый 20-тонный МАЗ…
Народная мудрость утверждает: время лечит раны. Не знавший бабушки и деда по “мечу”, в свое время искренне сочувствующий отцу, оставшемуся сиротой в 8 лет, Михаил Иванович с супругой радуются четверым внукам. Старшие – дети дочери Людмилы: Настя – уже студентка, учится в вузе в Минске, выпускной класс заканчивает Юрий. У сына Александра – дети еще школьники: Стас учится в 3-м классе, Доменика – в первом.
В надежности Михаила Емельяновича убеждены не только руководители АП-10. Недавно группа ветеранов-пограничников ездила на экскурсию в столицу – в Государственный музей истории Великой Отечественной войны. Когда возвращались из Минска, испортился автобус. Водитель, не имея соответствующего инструмента, предложил искать новую машину и ждать ее приезда. На это ушло бы минимум пять часов и немалая сумма средств… Михаил Иванович с помощью подручных средств выполнил ремонт автобуса, и группа благополучно вернулась домой.
За спиной у уроженца Дятлович – четыре поколения озерницких предков: Иван, Борис, Филипп и Прокоп Емельяновичи. В завтрашний день устремлены дети и внуки Михаила Ивановича, которые продолжают фамилию. Живет род с памятью о прошлом, надежностью в настоящем и уверенностью в будущем.
Татьяна Конопацкая. Фото автора и Виталия ДРАНИЧА.

Комментарии