Сохраненное наследие

В издательстве «Беларуская навука» вышел в свет роскошный альбом «Беларускі
іканапіс ХVI – першай паловы ХХ ст.» (2019).
При Национальной академии наук Беларуси действует Центр исследований белорусской
культуры, языка и литературы с уникальным Музеем древнебелорусской культуры,
который в этом году отметил 40-летие. Именно из его собрания в альбоме представлены
иконы, которые являются наследием католической, униатской, но, главным образом,
православной Церквей. В трех разделах перед иллюстративным блоком помещена
короткая характеристика исторического периода, очерчены основные тенденции и
обстоятельства развития сакрального искусства в то время, перечислены и
проанализированы стилистические черты и иконографические особенности.
Два снимка У.Р. Карелина отражают работу участников экспедиций, которые, начиная с
1960-х гг., ездили по областям и собирали тогда никому не нужные вещи, что ныне
признаны святынями. Оба фото сделаны на Брестчине: в 1970 г. – в храме в д. Ляховичи
Ивановского района, в 1971 г. – в храме д. Язвинки (в альбоме в названии села допущена
ошибка) Лунинецкого района.
На 340-х иллюстрациях (в том числе – увеличенных фрагментах) видим настоящие
памятники иконописи Беларуси ХVI – первой половины ХХ века, которые были найдены в
ряде городов и сел и привезены в столицу. Наименьшим количеством – 3-мя образами –
представлена Могилевская обл., 13-ю – Минская, 20-ю – Витебская, 33-мя – Гомельская
(преимущественно домашние, так называемые народные иконы, которые размещались в
домах на «покути» и предназначались для домашней молитвы), 36-ю – Гродненская обл.
(в том числе 6 – из Жировичей).
Больше всего – 140 икон – раньше находились в Брестской области, почти третья часть
их – из храмов, которые ныне составляют Пинскую епархию. Видим старинные образа из
церквей сел Нача и Чудин (Ганцевичское благочиние); города Иваново и окрестных сел –
Достоево, Мохро, Ополь, Рудск, Снитово; Лунинца и Лахвы (все три образа ранее были
напечатаны в альбоме «Музей старажытнабеларускай культуры», изданном в 2004 году);
села Кривошин (Ляховичское); по несколько икон – из Березовичей, Болгар, Доброславки,
Месятичей (шесть!!!), Парохонска, Пинковичей, Погост Загородского (Пинское
благочиние); города Столин (шесть!!!) и окрестных сел – Бухличи, Городная, Дубенец,
Ольгомель, Ольшаны, Радчицк, Рубель.
Святыни из полесских храмов, перед которыми молились наши предки, сохранены для
потомков стараниями ученых. Образа (многие – отреставрированные) представлены и в
экспозиции, и на выставках в других странах, а сейчас – и в альбоме, чтобы современники
гордились наследием полешуков с чувством благодарности бывшим и нынешним
сотрудникам Музея древнебелорусской культуры.
Татьяна КОНОПАЦКАЯ.

Комментарии