Уроки благочестия от Владыки Экзарха

 

Уроки благочестия от Владыки Экзарха

 

16 сентября митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Вениамин (Виталий Тупеко) отмечает день рождения. На протяжении многих лет его поздравляет протоиерей Сергий Крышталь. Батюшка поделился впечатлениями от очередного посещения Ляденского Свято-Благовещенского мужского монастыря, который и сейчас остается обителью Владыки Экзарха.




–Действительно, 2-3 раза в год старался посещать древний монастырь в Малых Лядах, что в Смолевичском районе. Этой поездки всегда ждал с нетерпением. Чтобы отстраниться от суеты, побыть в тишине и молитве, в общении с Богом... Такие же чувства, очевидно, испытывает и мой постоянный спутник – Иван Андреевич Тупеко, но, прежде всего, его ведет в монастырь отцовская любовь, желание увидеться с сыном…

Наша нынешняя поездка осуществлялась с помощью водителя Александра Васильевича Коцубы. За три часа езды в автомобиле успели и помолиться, и пошутить, и обсудить ряд интересных тем.

У каждого из нас по трое детей в семье, поэтому адресовали Ивану Андреевичу один из самых животрепещущих вопросов: “Как вам удалось воспитать дочь и сыновей так, что они не только сохранили веру, но и преумножили ее и теперь делятся этим сокровищем с теми, кто их окружает?”.

Надо сказать, что Галина Тупеко закончила школу с золотой медалью, а институт – с красным дипломом. Казалось бы, такой успех – а она отрекается от всего мирского, принимает постриг и первой в семье прокладывает путь служения Господу Иисусу Христу. Ее примеру последовал младший брат, Виталий Тупеко... Средний сын Ивана Андреевича остался с родителями. Александр Иванович в свободное от работы время прислуживает за богослужениями в нашем храме и при любой возможности также старается поехать на богомолье в монастырь.

Ответ Ивана Андреевича был и прост, и сложен: “Я очень много разговаривал со своими детьми. Мы любили беседовать, мы любили размышлять, играя в шахматы… Знаете ли вы, что Владыка Экзарх – любитель шахматных многоходовок?”. Его отец с улыбкой смотрит на меня.

Стыдно признаться, но у меня шахматы – “слабое звено”. Мои достижения ограничивались победами в шашечных баталиях. Играть меня научил мой отец, который был даже кандидатом в мастера по этому виду спорта. (Отмечу, что уверенность в том, что шашки мне подвластны, сильно поколебал наш водитель Александр Коцуба – я выиграл у него только один раз, и то, наверное, он мне поддался…). Но сейчас я стараюсь наверстывать упущенное, “сражаюсь” в шахматы с компьютером и продвигаюсь в овладении этой древней игрой. Хотя осознаю, что ни одно из увлечений не займет моего любимого занятия – чтения духовной и исторической литературы…

Отмечу, что по возрасту между нами и Иваном Андреевичем – более четырех десятков. Но мы не ощущали разделяющих нас лет. Наш спутник увлек настолько интересной и остроумной беседой, что слушали его с открытыми ртами…

Вот так, беседуя и общаясь, незаметно подъехали к Слуцку. Остановившись, подкрепились любимым напитком – кофе и двинулись дальше.

Через некоторое время достигли Червеньского (прежде – Игуменского) района. Проехали через деревню Корзуны, откуда родом правящий архиерей нашей епархии – архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан (Корзун). Владыка на малой родине возвел храм Августовской иконы Божией Матери, возле которого попросили благословения на нашу благодарственную миссию.

Уже отсюда с горки был виден прекрасный купол Ляденского Свято-Благовещенского мужского монастыря, восстановление которого после десятилетий забвения стало одним из созидательных дел Владыки Вениамина. Вскоре мы были в обители, где нас тепло приветствовали насельники. После радушной встречи заселились в трехместную келью.

Узнали, что совсем недавно здесь гостил наш земляк – протоиерей Василий Дубойский. Очень уважаю этого священнослужителя. Кстати, у нас с ним общая дата рождения, и мы соревнуемся, кто кого первым поздравит. Представьте, отец Василий чаще опережает меня! Он участвовал в закладке нашего храма, а после освящения прозорливо предупредил меня: “Будь готов к сильным искушениям…”. Настроенный советом старшего собрата, старался быть очень осторожным. Но тот год был таким тяжелым, что остается только благодарить Бога, что удалось все выдержать…

После короткого отдыха поспешили на службу. Вечерня началась в 17 часов, затем – молебен с акафистом иконе Божией Матери “Утоли моя печали”, которая првиезена с Афона. Поучаствовал в этой службе, молитвенно взирая на скорбный лик Богородицы, которая благоговейно лобызает руку Своего Божественного Сына. После Богослужения мы также припали к стопам Спасителя с единственной просьбой – мира для нашей Беларуси.

Незаметно подошло время ужина. Нас пригласили на братскую тарпезу с ее простой и необычайно вкусной едой. Самые изысканные блюда на банкетах не сравнятся с монастырской пищей – ведь здесь все, начиная с хлеба, готовится с молитвой. С особым удовольствием пили напиток из иван-чая, зная, что в сборе этой травы летом принимал участие воспитанник нашего храма, ныне – студент Минской духовной семинарии Кирилл Савич.

Обитель подарила мне еще одну встречу – был рад общению с архимандритом Глебом (Шульминым), одним из самых любимых преподавателей МДС в период моей учебы. Он вел у нас общую церковную историю, самой низкой оценкой мог поставить “пять с четырьмя минусами”(в то время у нас была пятибальная сисема обучения). Студенты очень любили отца Глеба, стыдно было не выучить предмет, готовились ответственно… Между нами всегда происходит шутливый диалог: “Так ты уже протоиерей?” – спрашивает отец Глеб. “Да, – с улыбкой отвечаю сташему собрату, – уже протоеврей…”.

Около восьми часов вечера мы приблизились к цели нашей поездки – приехал митрополит Вениамин. Но вначале пообщались с его водителем – это одноклассник Владыки Анатолий Ефимович, также мой давнишний знакомый. Веселый, остроумный, слоовохотливый человек, который в этом смысле являет полную противоположность Владыке – выдержанному, немногословному, но столь внимательному к окружающим, что его взгляд может быть красноречивее всяких речей…

Мы не виделись с января, когда Владыка Вениамин (еще в сане епископа) приезжал в Лунинец поздравить с днем рождения отца, и живо обменивались впечатлениями насыщенного года. Тем временем, Владыку Экзарха “атаковали” насельники монастыря. Невольно смотрели на его лицо, отражавшее усталость трудного дня, и отмечали ту кротость, с которой смиренно выслушивал братию и каждому тихо отвечал на волнующие собеседника вопросы…

Через полчаса Владыка Вениамин пригласил своего отца и меня зайти в его жилище. Весь период епископства он проживает в маленьком деревянном домике, обложенном кирпичом. Когда-то нас просто шокировала скромная обстановка, а теперь уже с восхищением воспринимаем аскетизм помещения как образ жития иерарха. Привыкли и к тому, что, пригласив за стол, Владыка сам разливает чай и подает сладости. Вначале мы вскакивали, стремясь выполнить эти функции, но Владыка взглядом останавливал наши благие намерения. И в очередной раз мы увидели этот пример смирения и почтения к людям, которые по социальному статусу находятся ниже его, но к которым он относится как к равным, как к “братьям во Христе”.

Так много хотелось высказать! Но, видя безмерную усталость и занятость Владыки Экзарха, сдержали свои порывы. Любовь родных выразилась в домашних гостинцах – яблоки, бережно собранные на даче, лунинецкий хлеб. Отец с нежностью смотрел на своего сына и, наверное, с болью отмечал, что сейчас возможностей для встреч будет меньше. Ведь Владыка Экзарх стал отцом для всех православных белорусов, значит, уже не принадлежит себе… Но Иван Андреевич, ветеран правоохранительных органов, не поддается эмоциям, демонстрирует офицерско-мужскую сдержанность, осознавая великую ответственность, возложенную на его сына…

Полностью разделяю его чувства. Вручаю Владыке фотоальбом “Милая малая родина, вечная наша любовь…” (2019), где в числе 20-ти уроженцев района представлен и он очерком “Молитвенник за Беларусь”. А еще за несколько дней до поездки я нашел фотоснимок посещения нашего строящегося храма тогда еще игуменом Вениамином. Этот снимок подтолкнул меня сказать Владыке Экзарху следующие слова: “Вселив в нас уверенность в скором окончании строительства, из своего скромного монашеского жалованья вы пожертвовали средства на богослужебное масло…”. Но иерарх жестом останавливает меня и тихо возражает: “Разве такое было?..” Мне становится ясно, что Владыка не хочет напоминания о его добрых делах, которые делаются от всего сердца и не должны быть выставлены напоказ…

Испросив благословения, завершаем нашу встречу, зная, что завтра митрополиту Вениамину предстоит ранняя командировка. Отвергнув наши возражения, Владыка по обычаю одаривает гостей. Получаю в подарок монастырский мед и коробочку с ладаном.

Мы остаемся на следующий день. Уже в пять часов утра участвуем в заутрене, а затем был рад послужить Божественную Литургию. Вдохновленные, насытившиеся духом обители, делясь впечатлениями, возвращаемся домой...

Подарок напоминает о Владыке, хотя он – всегда в моем сердце. Под ароматный ладан возносим молитвы Творцу на малой родине митрополита Вениамина.

Записала Татьяна Конопацкая.

Фото из архива храма.






Комментарии