Яблочно: три факта связи с Лунинцем…

 

18 апреля – Международный день памятников и исторических мест

Яблочно: три факта связи с Лунинцем…




Свято-Онуфриевский монастырь расположен на границе Польши и Беларуси.


Первый авторитетный документ в истории монастыря датирован 1488 годом. Народное предание гласит, что закладку монастыря вдохновило чудесное явление недалеко от деревни Яблочно иконы преп. Онуфрия Великого, которая приплыла по реке Буг. Этот святой и стал покровителем монастыря.

Непростой была его судьба. Знал монастырь и годы удивительного расцвета, пережил и трудные времена лихолетья. Однако братия не отступила от Православия, что для нашей земли, страдавшей в течение двух столетий от политики Брестской Унии, было явлением исключительным.

В 1999 монастырь стал ставропигиальным. Он остается оплотом Православия в крае, находящимся на границе православного и католического мира. Сегодня в монастыре проживает около 20 монахов.

Среди намесников монастыря был и сщмч. Серафим (Остроумов) (1880-08.12.1937). Как архимандрит он возглавлял обитель в 1907-1914 гг. Впоследствии архиепископ Смоленский и Дорогобужский, в богоборческие времена был расстрелян. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года причислен в Собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века.

Ниже объясним необходимость упоминания этого святого.

Сейчас напомним о двух уроженцах Лунинца, которые имели отношение к Яблочинской обители – единственному в течение многих лет мужскому православному монастырю в Польше.

Священник

Именно здесь получил духовное образование будущий священник Николай Яновский (26.02.1908-04.06.1995).

В Лунинце в 1929 году он закончил реальную гимназию Русского благотворительного общества. Но выпускники знаменитой «реалки», дававшей хорошие знания, не могли устроиться на работу – при Польше православным людям дорога в профессию была закрыта. Лунинчанин несколько лет перебивался случайными заработками. Накопив небольшую сумму денег, поступил на платные пастырские курсы Яблочинского монастыря. Закончил их в 1937-м. Годом ранее женился на дочери дежурного по станции Дубица, в доме которого оставлял вещи по дороге в обитель. На венчание в Словатичской церкви приехали все однокурсники Николая. Местные жители вспоминали, что никогда храм не слышал столь красивого и слаженного мужского песнопения… Осенью 1937 года в Пинске Владыка Александр рукоположил Николая Яновского в сан диакона, а через год молодой священник получил назначение на приход. Начинал на Мерлинских хуторах, затем был переведен в Оздамичи. Здесь пережили немецко-фашистскую оккупацию. Перед освобождением Беларуси немцы вынудили жителей оставить деревню, так как она находилась во фронтовой зоне. Священник с семьей на подводе добрался до хуторов Любожерди. Это было накануне праздника апостолов Петра и Павла. 12 июля 1944 года отец Николай Яновский пришел в Крестовоздвиженскую церковь, где тогдашний настоятель предложил ему место второго священника и церковный доме рядом с храмом – для жилья. Через 10 лет лунинчанин стал настоятелем и служил на малой родине до 1987 года. Но это – уже другая история.

Сейчас же можем посмотреть на фотографии 1937 года, где Николай Яновский запечатлен в Яблочинском монастыре.

Игумен Митрофан

Такое имя при постриге получил Михаил Иосифович Будзько (21.11.1900-05.02.1982).

Наш земляк закончил Варшавскую техническую школу и работал техником-мелиоратором. Под его руководством проводились практически все работы по осушению лунинецких болот в 1920-1930-е гг. Очень религиозный человек пел в церковном хоре Крестововздвиженского храма. Здесь до сих пор находятся две иконы, которые преданный прихожанин заказал для храма.

Накануне Второй мировой войны лунинчанин был призван в Войско Польское. О его судьбе долгое время ничего не знала жена-учительница и трое детей. Они же в ночь с 19 на 20 июня 1941 года были арестованы и высланы в Алтайский край. Семье Будько было разрешено вернуться в Лунинец только в 1946 году, а реабилитации в 1992-м из четырех репрессированных дождались только две дочери…

Однажды лунинчанам пришло письмо из Польши. Михаил Будько сообщал, что долгое время находился в немецком плену, а после войны решил остаться в Польше – боялся, что большевики будут препятствовать его вере в Бога. Он звал семью к себе. Но сын и две дочери отказались переезжать, а их мама сказала: «Без детей я не поеду…». В 1957 году муж и отец посетил малую родину, но ему не удалось убедить родных. Михаил Будько попросил у супруги развод – и вскоре ушел в Яблочинский монастырь.

Заочно закончил православную духовную семинарию, в 1958-м Блаженнейший Митрополит Макарий рукоположил его в диакона, затем – в пресвитера. Служил помощником настоятеля Вольского прихода в Варшаве, трудился на приходах во Влодаве, Кобылянах, Сасинах. В 1964-м был назначен членом Духовного Совета Свято-Онуфриевской обители в Яблочне. Через 4 года принял здесь монашеский постриг с именем Митрофан. Был удостоен многих церковных наград…  

Преподобный «Апостол Закарпатья»

Яблочинская обитель стала первой школой православного духовенства Закарпатья. Миссионерская деятельность монастыря выходила далеко за его пределы. По просьбе духовенства монахи часто посещали другие приходы, где участвовали в службах, крестных ходах и проповедовали Слово Божье. Широко развернутая миссионерская работа монастыря была выстроена в соответствии с потребностями населения тогдашней Австро-Венгерской империи. Из Галиции и пограничья Австро-Венгрии и России происходило несколько яблочинских послушников, которые стали первыми православными миссионерами на своей Родине.

Среди них был «апостол Закарпатья» – архимандрит Алексий (Кабалюк) (12.09.1877-02.12.1947). 25 марта 1910 года в Яблочинском монастыре возродитель православия среди русинов принял монашеский постриг с рук самого отца Серафима (Остроумова), будущего священномученика.

Частица мощей преподобного Алексия (Кабалюка) пребывает в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

Татьяна Конопацкая. Фото из архива Е.Н. Яновской.

Комментарии