БЕСЕДЫ ОБ ИСТОРИИ
Ольшанская матушка – племянница Патриарха?
Наш земляк,
бывший настоятелем Свято-Крестовоздвиженского храма в послевоенное время,
пастырское служение начал в нынешнем Столинском благочинии.
Николай Александрович Яновский (26.02.1908-04.06.1995) закончил Лунинецкую русскую
реальную гимназию (1929) и платные пастырские курсы при монастыре святого
Онуфрия Великого в Яблочно, что в Люблинском воеводстве Польши (1937). После женитьбы
– супругой стала Евгения Максимовна (ур. Шалецкая, 29.12.1916-26.02.1994) – был рукоположен во священника. Первое назначение получил
в храм Мерлинских хуторов, затем – в храм села Оздамичи.
Раритетные предвоенные фотографии! Первая – вообще, вероятно, 1920-х гг. На ней изображены мужчина с галстуком-бабочкой и женщина в платье с белым воротничком. Дочь священника, Елена Николаевна Яновская, комментирует снимки:
–Это Николай Николаевич Николаев – уроженец или житель Санкт-Петербурга. Родители рассказывали, что однажды в монастыре он увидел послушницу, влюбился в нее с первого взгляда и увел от пострига. Девушка стала его женой. В разговорах взрослых звучала фамилия Белавина – она была племянницей Патриарха Тихона... Во время Первой мировой войны Н.Н. Николаев служил в армии военным фельдшером. Оказавшись на Полесье, здесь и остался после событий 1921 года. Осел в Ольшанах, работал фельдшером. Вероятно, в период Великой Отечественной войны был рукоположен во священника. Во всяком случае, крестил моего брата Леонида, который родился в 1942-м…
К этому времени, очевидно, относятся еще две фотографии. На одной – настоятели
храмов священники о. Николай Николаев (с. Ольшаны) и о. Николай
Яновский (с. Оздамичи), матушки Евгения Максимовна Яновская и Николаева, пятый
– неизвестный. На второй – старый
батюшка с посохом в руке на фоне озерно-болотистой местности.
В январе 2018 года на одном
из брестских сайтов прочитала информацию о встрече в Ольшанской СШ: «…Поэтесса
Галина Сидоровна Бабарыка вспомнила добрыми словами старшее поколение деревни
Ольшаны, которое в годы войны приняло ее земляков в свои дома. Когда ее родная
деревня Мачуль была сожжена полицаями, часть жителей вывезли в Германию, вторую
часть – к церкви в Ольшанах».
Елена Яновская рассказывает, что, по словам родителей, во время
оккупации ольшанский батюшка был связан с отрядом «лесных мстителей», оказывал содействие партизанам медпрепаратами и практической помощью.
Подтверждением этому служат награды, которые священник получал в послевоенное
время, возможно, даже в Лунинецком райвоенкомате…
Когда по приказу немцев семья Яновских покидала Оздамичи, переселяясь в
Лунинец, по дороге остановились в Ольшанах. Ночью небо осветили газовые шары,
которые при наступлении на оккупантов использовали, вероятно, советские войска.
Ольшанская матушка разбудила Евгению Максимовну:
–Давай молиться. Это конец света наступает…
По годам супруга отца Николая Николаева была значительно старше мужа. Когда завершился ее земной путь, ольшанский батюшка стал монахом.
Сообщил об этом и в Лунинец, прислав бумажную иконку с изображением «Св. Корнилія, игум. Печерск.», со штампом «Благословение Псково-Печерской Обители» и подписью: «+ На
молитвеную память священнику о. Николаю Яновскому и крестнику моему Лени отъ
іеромонаха Никандра, принявшего постриг 24 марта 1951 года. 3/IV.1951».
Очередная фотография свидетельствует о новом назначении этой
неординарной личности. «Настоятель
Спас-Загорской церкви М.-Ярославецк. района. Калужская епархия.
Московская Патриархия» – такая печать стоит на обороте снимка с подписью: «+ На
молитвенную память отцу Протоіерею
Николаю Яновскому и его милой семъе отъ Настоятеля Спасо-Преображенской церкви
села Спас Загорья Игумена Никандра (Николаева). 20 ноября 1954. с. Спас-Загорье».
ххх
Сведения о святыне
находим и в интернете: «Каменный
храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским, который восстановил
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь после разорения 1610 г. Его супруга княгиня
Анастасия, в схиме Анисия, приходилась сестрой Патриарху Филарету и теткой царю
Михаилу Федоровичу Романову. В течение всего XVII в. храм достраивался, так что
принял свой настоящий внешний вид к 1696 г. В строительстве храма также
принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.
В архитектурном
отношении храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII
в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода
закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и
имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок,
связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее
третьего яруса ориентированы по сторонам света.
В верхнем храме
находится центральный престол в честь Преображения Господня, с северной стороны
пристроен придел в честь Покрова Божией Матери, и в трапезной устроен алтарь в
честь Воздвижения Креста Господня. В подклете нижний храм с одним алтарем в
честь Казанской иконы Божией Матери. Территория храма со стороны села обнесена
железной оградой. В селе действовала земская школа.
С 1920 г. в нижнем
храме богослужения не совершались – местный
колхоз разместил в нем свои склады, а потом и столовую. 17 сентября 1930 г.
служивший в храме священник Яков Федорович Казанский был приговорен к 3 годам
лишения свободы. А в 1937 г. был закрыт и верхний храм.
Спустя 10 лет 24
сентября 1947 г. Совет по делам религий зарегистрировал в селе общину и передал
ей здание храма. Возрождением храма
занимался архимандрит Никандр (Николаев), прослуживший его настоятелем до 1973
г. При нем была отремонтирована крыша и купола храма».
Сообщается также, что 14
января 1997 г. настоятелем назначен священник Сергий Демьянов. В храме ведутся
ремонтные работы. Но это – уже другая история.
ххх
Нашу же – проследим
по ряду фотографий, которые продолжали приходить в Лунинец. На одном
из снимков изображена группа священников и мирян с подписью на обороте: «+ В
день освященія храма в с. Спас Загорьи. 17 июля 1955 г. Игумен
Никандр». Очередная фотография – с подписями на лицевой стороне «Архимандритъ
Никандръ. 1958» и на обороте: «+ На молитвенную память дорогому другу о. протоіерею
Николаю Яновскому отъ Архимандрита Никандра Николаева 82 л.». Этого же года –
еще две одинаковые фотографии с разными подписями. Первая: «+ На молитвенную
память дорогому имяниннику протоіерею о. Николаю Яновскому
с семейством отъ Архимандрита Никандра Николаева. 1958 г.». В левом углу вверху
прямоугольный штамп «Архимандрит Никандр». Вторая фотография: «+ На молитвенную
память о. Протоіерею Николаю Яновскому и его семьъ от
Настоятеля Спасо-Загорскаго Преображенскаго храма Архимандрита Никандра
(Николаева, 83 л.)». В левом углу вверху – тот же прямоугольный штамп,
внизу – выше указанная печать.
Очередной снимок – монах изображен в черном
одеянии и клобуке, с одним крестом на груди. На обороте – фото без подписи, в
центре – штамп. На следующем снимке монах изображен на фоне дома из круглого
дерева в светлой рясе и черном клобуке, с посохом в руке, с двумя крестами, с
наградами, судя по всему, духовными и светскими. На обороте – подпись: «+ На молитвенную память о. Прот. Николаю Яновскому от Архимандрита
Никандра, 88 лет. с. Спас-Загорье, 1964 г.». В левом углу вверху прямоугольный штамп. Еще одно фото – в черном
монашеском одеянии и клобуке, с двумя крестами на груди. Подпись на обороте – с
информацией о закономерном (в силу возраста) социальном статусе духовной особы:
«6 декабря 1968 г. + Дорогого протоіерея
Николая Яновскаго съ Семействомъ поздравляю с Новымъ годомъ, пенсіонеръ
Архимандрит Никандр 93 летъ. Никандръ. с. Спас-Загорье». В левом углу вверху прямоугольный штамп «Архимандрит
Никандр», внизу слева
– круглая печать: «Московский Патриархат.
Калужская Епархия. Благочинный (неразборчиво – 3 или 5) округа».
Вероятно, в это же время сделан еще один
снимок в полный рост. На обороте фото в центре стоит только выше указанный
штамп.
По словам Елены
Николаевны, архимандрит Никандр умер в возрасте 95-ти лет…
В
завершение она добавила, что о человеке, который называл другом ее отца,
напомнила книга «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова), посвященная
Псково-Печерскому монастырю. Дочь священника рекомендует прочитать всем
верующим и неверующим книгу, которая выдержала уже более 10-ти изданий тиражами
в несколько десятков тысяч экземпляров…
Татьяна Конопацкая.
Фото из семейного архива
Елены Николаевны Яновской.
Комментарии
Отправить комментарий