БЕСЕДЫ ОБ ИСТОРИИ Ольшанская матушка – племянница Патриарха?

 БЕСЕДЫ ОБ ИСТОРИИ

Ольшанская матушка – племянница Патриарха?

 

Наш земляк, бывший настоятелем Свято-Крестовоздвиженского храма в послевоенное время, пастырское служение начал в нынешнем Столинском благочинии.

 





Николай Александрович Яновский (26.02.1908-04.06.1995) закончил Лунинецкую русскую реальную гимназию (1929) и платные пастырские курсы при монастыре святого Онуфрия Великого в Яблочно, что в Люблинском воеводстве Польши (1937). После женитьбы – супругой стала Евгения Максимовна (ур. Шалецкая, 29.12.1916-26.02.1994) – был рукоположен во священника. Первое назначение получил в храм Мерлинских хуторов, затем – в храм села Оздамичи.

Раритетные предвоенные фотографии! Первая – вообще, вероятно, 1920-х гг. На ней изображены мужчина с галстуком-бабочкой и женщина в платье с белым воротничком. Дочь священника, Елена Николаевна Яновская, комментирует снимки:


–Это Николай Николаевич Николаев – уроженец или житель Санкт-Петербурга. Родители рассказывали, что однажды в монастыре он увидел послушницу, влюбился в нее с первого взгляда и увел от пострига. Девушка стала его женой. В разговорах взрослых звучала фамилия Белавина – она была племянницей Патриарха Тихона... Во время Первой мировой войны Н.Н. Николаев служил в армии военным фельдшером. Оказавшись на Полесье, здесь и остался после событий 1921 года. Осел в Ольшанах, работал фельдшером. Вероятно, в период Великой Отечественной войны был рукоположен во священника. Во всяком случае, крестил моего брата Леонида, который родился в 1942-м…


К этому времени, очевидно, относятся еще две фотографии. На одной – настоятели храмов священники о. Николай Николаев (с. Ольшаны) и о. Николай Яновский (с. Оздамичи), матушки Евгения Максимовна Яновская и Николаева, пятый – неизвестный. На второй – старый батюшка с посохом в руке на фоне озерно-болотистой местности.

В январе 2018 года на одном из брестских сайтов прочитала информацию о встрече в Ольшанской СШ: «…Поэтесса Галина Сидоровна Бабарыка вспомнила добрыми словами старшее поколение деревни Ольшаны, которое в годы войны приняло ее земляков в свои дома. Когда ее родная деревня Мачуль была сожжена полицаями, часть жителей вывезли в Германию, вторую часть – к церкви в Ольшанах».

Елена Яновская рассказывает, что, по словам родителей, во время оккупации ольшанский батюшка был связан с отрядом «лесных мстителей», оказывал содействие партизанам медпрепаратами и практической помощью. Подтверждением этому служат награды, которые священник получал в послевоенное время, возможно, даже в Лунинецком райвоенкомате…

Когда по приказу немцев семья Яновских покидала Оздамичи, переселяясь в Лунинец, по дороге остановились в Ольшанах. Ночью небо осветили газовые шары, которые при наступлении на оккупантов использовали, вероятно, советские войска. Ольшанская матушка разбудила Евгению Максимовну:

–Давай молиться. Это конец света наступает… 

По годам супруга отца Николая Николаева была значительно старше мужа. Когда завершился ее земной путь, ольшанский батюшка стал монахом.


Сообщил об этом и в Лунинец, прислав бумажную иконку с изображением «Св. Корнилія, игум. Печерск.», со штампом «Благословение Псково-Печерской Обители» и подписью: «+ На молитвеную память священнику о. Николаю Яновскому и крестнику моему Лени отъ іеромонаха Никандра, принявшего постриг 24 марта 1951 года. 3/IV.1951».

Очередная фотография свидетельствует о новом назначении этой неординарной личности. «Настоятель Спас-Загорской церкви М.-Ярославецк. района. Калужская епархия. Московская Патриархия» – такая печать стоит на обороте снимка с подписью: «+ На молитвенную память отцу Протоіерею Николаю Яновскому и его милой семъе отъ Настоятеля Спасо-Преображенской церкви села Спас Загорья Игумена Никандра (Николаева). 20 ноября 1954. с. Спас-Загорье».

ххх

Сведения о святыне находим и в интернете: «Каменный храм построен в 1614 г. князем Б.М. Лыковым-Оболенским, который восстановил Свято-Пафнутьев Боровский монастырь после разорения 1610 г. Его супруга княгиня Анастасия, в схиме Анисия, приходилась сестрой Патриарху Филарету и теткой царю Михаилу Федоровичу Романову. В течение всего XVII в. храм достраивался, так что принял свой настоящий внешний вид к 1696 г. В строительстве храма также принимали участие князья Нарышкины, имение которых было по соседству с селом.

В архитектурном отношении храм представляет собой яркий образец русского зодчества конца XVII в., характерными чертами которого являются пятиглавие, завершение свода закомарами, обрамление куполов кокошниками. Верхний храм выстроен на подклете и имеет два яруса окон, обрамленных наличниками, состоящими из двух колонок, связанных сверху фигурной скобкой. Колокольня шатровая, причем грани ее третьего яруса ориентированы по сторонам света.

В верхнем храме находится центральный престол в честь Преображения Господня, с северной стороны пристроен придел в честь Покрова Божией Матери, и в трапезной устроен алтарь в честь Воздвижения Креста Господня. В подклете нижний храм с одним алтарем в честь Казанской иконы Божией Матери. Территория храма со стороны села обнесена железной оградой. В селе действовала земская школа.

С 1920 г. в нижнем храме богослужения не совершались местный колхоз разместил в нем свои склады, а потом и столовую. 17 сентября 1930 г. служивший в храме священник Яков Федорович Казанский был приговорен к 3 годам лишения свободы. А в 1937 г. был закрыт и верхний храм.

Спустя 10 лет 24 сентября 1947 г. Совет по делам религий зарегистрировал в селе общину и передал ей здание храма. Возрождением храма занимался архимандрит Никандр (Николаев), прослуживший его настоятелем до 1973 г. При нем была отремонтирована крыша и купола храма».

Сообщается также, что 14 января 1997 г. настоятелем назначен священник Сергий Демьянов. В храме ведутся ремонтные работы. Но это – уже другая история.

ххх

Нашу же проследим по ряду фотографий, которые продолжали приходить в Лунинец. На одном из снимков изображена группа священников и мирян с подписью на обороте: «+ В день освященія храма в с. Спас Загорьи. 17 июля 1955 г. Игумен Никандр». Очередная фотография – с подписями на лицевой стороне «Архимандритъ Никандръ. 1958» и на обороте: «+ На молитвенную память дорогому другу о. протоіерею Николаю Яновскому отъ Архимандрита Никандра Николаева 82 л.». Этого же года – еще две одинаковые фотографии с разными подписями. Первая: «+ На молитвенную память дорогому имяниннику протоіерею о. Николаю Яновскому с семейством отъ Архимандрита Никандра Николаева. 1958 г.». В левом углу вверху прямоугольный штамп «Архимандрит Никандр». Вторая фотография: «+ На молитвенную память о. Протоіерею Николаю Яновскому и его семьъ от Настоятеля Спасо-Загорскаго Преображенскаго храма Архимандрита Никандра (Николаева, 83 л.)». В левом углу вверху – тот же прямоугольный штамп, внизу – выше указанная печать.

Очередной снимок – монах изображен в черном одеянии и клобуке, с одним крестом на груди. На обороте – фото без подписи, в центре – штамп. На следующем снимке монах изображен на фоне дома из круглого дерева в светлой рясе и черном клобуке, с посохом в руке, с двумя крестами, с наградами, судя по всему, духовными и светскими. На обороте – подпись: «+ На молитвенную память о. Прот. Николаю Яновскому от Архимандрита Никандра, 88 лет. с. Спас-Загорье, 1964 г.». В левом углу вверху прямоугольный штамп. Еще одно фото – в черном монашеском одеянии и клобуке, с двумя крестами на груди. Подпись на обороте – с информацией о закономерном (в силу возраста) социальном статусе духовной особы: «6 декабря 1968 г. + Дорогого протоіерея Николая Яновскаго съ Семействомъ поздравляю с Новымъ годомъ, пенсіонеръ Архимандрит Никандр 93 летъ. Никандръ. с. Спас-Загорье». В левом углу вверху прямоугольный штамп «Архимандрит Никандр», внизу слева – круглая печать: «Московский Патриархат. Калужская Епархия. Благочинный (неразборчиво – 3 или 5) округа».

Вероятно, в это же время сделан еще один снимок в полный рост. На обороте фото в центре стоит только выше указанный штамп.

По словам Елены Николаевны, архимандрит Никандр умер в возрасте 95-ти лет…

В завершение она добавила, что о человеке, который называл другом ее отца, напомнила книга «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова), посвященная Псково-Печерскому монастырю. Дочь священника рекомендует прочитать всем верующим и неверующим книгу, которая выдержала уже более 10-ти изданий тиражами в несколько десятков тысяч экземпляров…

 

Татьяна Конопацкая.

Фото из семейного архива Елены Николаевны Яновской.

 

Комментарии