ВЕКОПОМНОЕ «Человеком всегда нужно быть…»

 ВЕКОПОМНОЕ

«Человеком всегда нужно быть…»





Из Минска получила газету «Драгічынскі веснік» (№41 от 13.10.2023) – столичная знакомая поддерживает связь с земляками из Дрогичинского района Брестчины. Зная о моих исследованиях темы Холокоста, предложила в «досье» материал Сергея Кузьмина «Трагическая история местечка Дрогичин». Опубликована и «Баллада…» этого автора.

Речь идет о начале немецко-фашистской оккупации, когда в заложники были взяты авторитетные евреи Дрогичина. Каратели объявили, что выкупить их можно за… семь килограммов золота. Община сдала все, что могла, – «от колец до зубов», но до требуемого веса не дотянула. Заложников ждала смерть…

«…Кто же спас их? Забыл край полесский?!

Что ж, ответим на этот вопрос:

Православный священник Дылевский

Золотые распятья принес!

Он пришел к немцам утром из храма,

Он святыни сложил на весы,

И, взглянув на эсэсовца прямо:

«Отпустите людей…» попросил.

Спас священник десятки евреев –

Божью заповедь следует чтить:

«Несть ни эллина, ни иудея», –

Человеком всегда нужно быть!

Спас Дылевский Абрама и Фиму,

Спас Арона, Шимона, Тувью,

Спас дрогичинского раввина

И бессмертную душу свою.

Что с ним стало потом? Кто же знает?!

Многоточие, без запятых…

Он – святой человек, так бывает,

Не причисленный к лику святых…».

Известно, что осенью 1942 года фашисты расстреляли почти три тысячи дрогичинских евреев. Но священник подарил им год жизни…

В Лунинце известна эта фамилия – настоятелем Свято-Крестовоздвиженского храма в 1944-1954 гг. служил протоиерей Киприан Дылевский (1872-07.05.1954). В семье батюшки детей не было, но в моем архиве есть фотография его племянницы – Натальи Николаевны Дылевской. Как оказалось, священники – братья, значит, это действительно дочь дрогичинского пастыря.

Многие данные помог уточнить самый глубокий исследователь истории в Пинской епархии – протодиакон Андрей Горбунов (Свято-Покровский храм г. Барановичи), сообщив о ряде публикаций с упоминанием интересующей меня фамилии в журнале «Минские Епархиальные Ведомости» на рубеже ХІХ-ХХ вв.

«Божью заповедь следует чтить…»

Найдены записи о завершении земного пути протоиерея Симеона Дылевского (?-06.12.1899), который служил в Волмянской церкви Игуменского уезда, о его вдове – матушке Александре. Это – родители выше названных священников.  

Николай Семенович Дылевский (1869-13.11.1955) являлся выпускником-1893 Минской духовной семинарии. 9 ноября того же года был назначен священником в Пинский уезд, к приходу Сваричевичи (Сварицевичи) (ныне – Дубровенский р-н, Ровенская обл., Украина). Увидев забитость и неграмотность местного населения, молодой священник стал ратовать о просвещении прихожан. По этому поводу он обратился к владельцу имения. Петр Александрович Базылевский поддержал пастыря, выделив участок и строительные материалы (дерево и кирпич). Священник организовал церковно-приходское попечительство. Активную роль в нем играл управляющий имением Илья Афанасьевич Папа-Афанасопуло.

Отмечено, что в 1897 году Благодарности Епархиального Управления удостоена супруга батюшки, Мария Дылевская, за пожертвование храму бархатных покровцев (стоимость 10 руб.) и металлического креста (5 руб.).

Через 10 лет церковно-приходская школа была открыта и торжественно освящена. Настоятель прихода 19.03.1904 г. был награжден скуфией. В сентябре того же года священник избран членом благочинного совета 3-го округа, депутатом на окружной училищный съезд. Свидетельством высокого уровня просветительской деятельности в Сваричевичской ЦПШ может служить празднование Рождества Христова, о котором журнал сообщил в январе 1905 года. Выше упомянутый греческий благотворитель выделил на организацию праздника 50 рублей, благодаря чему был приглашен хор, показан «волшебный фонарь» со световыми картинками и прочие развлечения.

В марте 1908 года священник Николай Дылевский назначен благочинным 3-го округа, а 09.10.1909 г. перемещен к Витчевскому приходу

Еще за два года до этого батюшка организовал в Витчевке 2-классную школу с трехгодичным курсом, который давал право выпускникам преподавать в церковных школах грамоты. Сообщается и о том, как непросто продвигалось просвещение прихожан. Когда священник предложил построить церковно-приходскую школу, крестьяне воспротивились:

–Наших детей надо учить не читать, а пахать!

Вопреки мнению сельского общества, строительство школы началось. Крестьяне ответили действием – подожгли деревянное здание. Но попечитель И.А. Папа-Афанасопуло оказался упрямее – школа была построена из кирпича. А в 1911 году священник создал 4-й повторный педагогический класс, после которого успешно выдержавшие экзамен выпускники имели право преподавать в церковно-приходских школах. Сюда поступали желающие из всех школ Минской епархии, позднее – и из Гродненской епархии. Покровительство школе оказывал И.А. Папа-Афанасопуло, который к тому времени был избран Пинском уездным предводителем дворянства.

О детях священника известно немногое. Дочери, Елена и Наталья, учились в Паричском женском духовном училище; сын Георгий – в Минском духовном училище, в 1914 году переведен в 6-й класс. За год до этого отец Николай был удостоен сана протоиерей. В 1916 году избран депутатом Минского епархиального съезда духовенства.

Пока не установлены данные о деятельности протоиерея Николая Дылевского в так называемое межвоенное время. Устраним пробелы в биографии, если сможем найти издававшийся в Польше журнал «Воскресное чтение» (№82/1-1929), где батюшке посвящена статья «35-летний юбилей в сане»…

Известно, что 16.08.1935 г. (возможно, из той же Вичевки, которая также относилась к Полесской епархии) назначен настоятелем Сретенского храма местечка Дрогичин.

Откуда в моем архиве оказалось фото его дочери? Это связано с именем священника, который после смерти протоиерея Николая Дылевского был назначен на дрогичинский приход.

«Многи скорби праведным…»

Он тоже был представителем духовной династии, как минимум, во втором поколении. Его отец, священник Феодор Струковский, служил в разных приходах, что отражено местами рождения детей. Последнее место службы – село Грозов Слуцкого уезда, где и похоронен. С матушкой Софией вырастили четыре дочери и четверо сыновей. Об одном из них и пойдет речь.

Николай Федорович Струковской (1887-1980) являлся выпускником-1913 Минской духовной семинарии. В Первую мировую войну, в мае 1915 года, был призван в армию. Служил «в 267-м Духовицком полку».

Его супругой стала Нина Виссарионовна Рубанович (1890-1976), которая получила учительское образование. (Интересно, что ее дед – псаломщик села Поречье Пинского уезда, отец – выпускник-1884 Минской духовной семинарии, настоятель храма Пророка Илии села Теребежов, что близ Столина, а мать – дочь священника Венедикта Когачевского из древнего дворянского рода Великого княжества Литовского…).

После рукоположения священник Николай Струковский возглавил один из приходов Слуцкого уезда. В молодой семье родилась дочь Татьяна. К сожалению, умерла в младенчестве… В интернете приводятся сведения о служении отца Николая в «церкви и Омговичском приходе Рождества Пресвятой Богородицы, который относился к Бобруйскому уезду Минской епархии (3 благочиния)... Священник был арестован 14 марта 1933 года по статье 72/76 – антисоветская агитация, член контрреволюционной организации. Осужден на 5 лет исправительно-трудовых лагерей, срок отбывал в Белбалтлаге. Реабилитирован 2 апреля 1965 года Судебной коллегией по уголовным делам ВС БССР».

Вероятно, после отбытия срока ИТЛ репрессированный священник был выслан в Казахстан. Матушка последовала за мужем в Семипалатинск, где работала учителем. Когда семье разрешили вернуться в Беларусь, супруги жили в селе Липники, затем – в Дрогичине.

После смерти жены одиноко прожил 3 года. Немощного батюшку брат и племянник перевезли в Телеханы Ивацевичского района. Через год отец Николай был здесь и упокоен…

Вероятно, именно его брат-священник, известный фотолюбитель, и сделал снимок, когда они гостили в Киеве у Натальи Николаевны Дылевской, как написано на фотографии. Это очень благородно, если, можно предположить, священник навещал дочь своего предшественника…

Очень интересны судьбы братьев – и отца Николая Дылевского, и отца Николая Струковского, но это уже – другая история.

Татьяна Конопацкая.

Комментарии