«Хоровые легенды»

Цикл концертов под таким названием подготовила Белорусская ассоциация хоровых дирижеров.

Очередная программа по благословению Высокопреосвященнейшего Павла, митрополита Минского и Заславского, патриаршего Экзарха всея Беларуси состоялась в Белорусской государственной филармонии и была посвящена 140-летию композитора Павла Чеснокова (1877-1944).

Это имя выдержало испытание временем. Не потому ли, что созданием духовной музыки занимался не просто потомственный регент, талантливый хормейстер, дирижер и исполнитель, но и, по отзывам современников, обладатель “великих человеческих” качеств? В его произведениях отражались “строгий професионализм и громадная музыкальность, блестящее артистическое дарование и великолепный утонченный слух, а еще – душевная чистота, искренность, глубокое уважение к людям”. Среди сочинений Павла Григорьевича есть романсы и детский репертуар (в том числе очаровательный цикл “Галины песенки”), фортепианные и инструментальные произведения, симфонические наброски. Больше всего опусов написано для исполнения хорами. Главнейшую же часть наследия Чеснокова составляет духовная музыка.

Кто же представлял ее на сцене филармонии? Сводные хоры – до ста участников – различных учреждений, светских и церковных. Достаточно назвать коллективы Белорусской государственной академии музыки (женский и студенческий), колледжей Минска и Лиды, образцовые детские хоры Республиканских гимназий-колледжей, мужской хор “Всехсвятский” Всехсвятского прихода г. Минска и архиерейский хор Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно, хоры столичных духовных училища и академии. В первом отделении звучали ромасы на стихи Плещеева, Лермонтова, Кольцова, Пушкина, Некрасова, Гейне и других поэтов. Второе отделение составили три произведения Павла Чеснокова: “Совет превечный”, ор. 40 №2, “Литургия Иоанна Златоуста”, ор. 42, “С нами Бог”, ор. 40 №6. Благоговейная тишина во время исполнения, овации солистам и дирижерам – по завершении номера свидетельствовали непреходящее впечатление о том, что “не стремясь ни к каким внешним эффектам, Чесноков окрылял слова молитвенных прошений и славословий простейшими мелодями, звучащими из глубины чистой и совершенной гармонии. Этот замечательный композитор осмыслил церковную музыку как молитвенные крылья, на которых наша душа легко возносится к престолу Всевышнего”.

Татьяна КОНОПАЦКАЯ. Фото автора.

Комментарии