Каждый
год ученики выпускных классов Израиля
ездят в Освенцим и другие концлагеря
Европы, чтобы посетить места уничтожения
еврейского народа фашистами и поклониться
памяти погибших предков. Перед отъездом
отцы вручают детям письмо с пометкой:
«Откроешь,
когда будешь на месте назначения»…
Весной 2017 года такую поездку осуществил
и Омри Сэла, внук моей подруги. Как
трогает письмо, которое ее сын написал
своему!
Ты
находишься на месте, где многие люди
проявили большой героизм – во имя того,
чтобы другие люди спаслись. Совершили
подвиги – малые и большие. Благодаря
им, мы сейчас здесь... Ты находишься на
месте, по которому ходишь своими ногами.
Здесь святые и грешники погибали ни за
что, безвинно, – только потому, что они
были евреями... Ты находишься на месте,
где десятки твоих родных и близких были
уничтожены. Родители твоей бабушки
Иляны, твоих дедушек – Эли и Туви потеряли
здесь все свои семьи: родителей, братьев,
сестер… Ты находишься на месте, где
твои предки сражались с фашистами. Твой
прадед Шломо служил в Красной Армии,
был награжден многими орденами и
медалями. Брат твоей прабабушки и его
жена воевали в партизанском отряде в
лесах Беларуси: у Авраама и Ривки фашисты
убили 10 детей – родители отомстили за
их смерть, уничтожив много врагов. Твои
предки остались живы – они победили.
Храни
свято это место. Чти память тех, кто
погиб. Носи в своем сердце молитвы, чтобы
такого больше не случилось. Склони
голову и взгляни на это своим серьезным
взглядом. Выжги эти события в своем
сердце, чтобы ты мог передать это чувство
следующим поколениям.
Идти
по этому пути очень важно – намного
больше, чем просто увидеть. Чтобы ты
знал, как дорога нам наша страна. Чтобы
наш Израиль был сильным и уважаемым.
Чтобы ты мог рассчитывать на себя, на
свои силы.
Помни
твое прошлое. Тогда будешь иметь будущее,
уверенно шагать вперед. Осознав все
это, можешь гулять, смеяться, наслаждаться
общением с друзьями. Это – настоящая
победа жизни. Мы любим тебя…».
Многострадальный
белорусский народ также всегда чтил
могилы предков. В романе «Колосья под
серпом твоим» об этом проникновенно
написал Владимир Короткевич: «У
меня нет ничего, кроме могил, потому что
я ваш сын… Я клянусь любить вас... Я
клянусь защищать ваши могилы мечом и
зубами, даже если моя могила будет далеко
от вас... Потому что я все равно буду
здесь, с вами… Потому что меня нельзя
отделить от вас… Пока не прекратится
живот людской на земле».
Размышляла
об этом, участвуя в международном
симпозиуме, посвященном 75-й годовщине
трагедии деревни Хатынь.
Лейтмотивом
ряда выступлений были призывы построения
в обществе «эры милосердия», что выше
справедливости и закона. Когда раскрывались
проблемы антивоенного воспитания
школьников и студентов при изучении
истории Великой Отечественной, прозвучало,
что главная задача учителей –
«научить учеников никогда не захотеть
взять в руки оружие».
Это
заявление вызвало недоумение. А если
враги напали на родную землю? Извечный
долг мужчины – сражаться с врагом,
защитить женщин, стариков, детей. И
пацифизм нельзя объяснять христианской
заповедью. Библейскую истину – «Нет
больше той любви, чем отдать жизнь за
други своя» – не раз в истории доказывали
духовные пастыри: и монахи Троице-Сергиевой
лавры Пересвет и Ослябя, погибшие на
Куликовской битве; и священнослужители,
ставшие фронтовиками и партизанами в
1941-1945 гг.
Печально
было слышать, что подобные разговоры –
дань советскому прошлому, а высшая
ценность современности – жизнь. Так
заявляли некоторые студенты, комментируя
гибель российского летчика Романа
Филиппова, который, попав в руки
исламистов, подорвал гранатой и себя,
и врагов. Одна из девушек, которая
занимается в зарубежном университете,
считает это «несчастным случаем».
Возразил ей учитель истории, напомнив
о совершивших такой же подвиг
самопожертвования белорусах. Но ни
партизан Великой Отечественной Марат
Казей, ни десантник «афганской» войны
Николай Чепик не являются героями в
глазах ряда молодых людей, как смешны
им и убеждения нашего поколения «раньше
думать о Родине, а потом – о себе»…
Мечтаю,
чтобы учеников выпускных классов
Беларуси привозили в Хатынь. Чтобы дети
приезжали не только с педагогами, но и
с родителями. Чтобы вспомнить о трех
миллионах белорусов, которых забрала
война. Чтобы это слово отзывалось болью
в душах потомков тех, кто испытал на
себе «политику геноцида и «выжженной
земли». И другой, на мой взгляд, должна
быть задача общества, – «научить детей
многополярного мира договариваться».
Тогда есть надежда не допустить, чтобы
на нашу землю вновь пришла война.
Татьяна
КОНОПАЦКАЯ.
На
снимке:
ежегодно делегация из Израиля – уроженцы
Лунинца и их потомки – посещают наш
город, чтобы почтить память жертв
Холокоста. Очень часто – это представители
нескольких поколений одной семьи. В
июле 2017-го, в 75-ю годовщину трагедии
Лунинецкого гетто, в составе делегации
со Святой Земли были потомки участника
Великой Отечественной войны Шломы
Эльпинера (возле братской могилы жертв
фашизма в Лунинце его портрет держит
правнучка, которая стоит рядом с тетей
и бабушкой). Его правнук Омри Сэла,
выпускник-2017 одной из школ (ему адресовано
письмо, опубликованное в начале
материала), сейчас служит в израильской
армии. Как известно, свою Родину на
Святой Земле учат защищать и парней, и
девушек.
Фото
Сергея КАРПУКОВИЧА.
Комментарии
Отправить комментарий