Всенощная была всегда

Как отмечали Пасху в советские времена

В этом году эпидемиологическая ситуация хоть и внесла некоторые
коррективы в посещение храмов, но их двери перед верующими не закрыты.
Праздничные богослужения будут проходить, несмотря ни на что. Впрочем,
старшее поколение белорусов помнит и годы, когда попасть на пасхальную
литургию было не так уж и просто.

В списках значился

Каждый год в субботу перед Пасхой жители моей родной деревни Вулька-1, что на
Лунинетчине, собираются за огородами у самого леса. Кто-то едет на авто, кто-то на
велосипеде, многие пешком. Народу обычно тьма – пару сотен человек. Старики,
взрослые, дети. Все с яркими плетеными корзинками. В них – ароматные булки,
крашеные яйца, свеженатертый хрен и спичечные коробки с солью. В ожидании
священника люди весело болтают о сельских весенних хлопотах, шутят, обмениваются
новостями. А когда появляется отец Анатолий из ближайшей деревни Лунин, молва
смолкает – теперь ждут молитвы, святой воды, креста...
Отчего же мои односельчане в большой праздник собираются не в церкви, а у кромки
леса? Оттого, что на этом клочке земли Свято-Троицкий храм когда-то и стоял. Правда, в
середине 1960-х, когда атеистические идеи получили наибольший расцвет, деревня его
лишилась. Впрочем, некоторые местные жители хорошо помнят святыню.
– Когда я была школьницей, мама взяла меня с собой на праздничную службу в церковь.
А уже потом мое имя появилось в школьной стенгазете совсем в нелицеприятном
контексте. Такое было время... – можно услышать от волянских старожилов.
Но даже после того, как храм разрушили, отрекаться от веры народ и не подумал. В
первые же годы протоптали дорожку к городскому храму.
Татьяна Конопацкая, чья семья жила неподалеку от Крестовоздвиженской церкви в
Лунинце, рассказывает:
– Предпасхальные вечера в нашем доме были особенными. Еще засветло в коридоре, на
лавках во дворе собиралось несколько десятков православных верующих с Вульки. Мама
родом из этой деревни – вот земляки у нее и останавливались. Они хоть и шли пешком,
но совсем не были утомлены дорогой. Наоборот, радостные светлые лица и
благодарность за возможность отстоять всенощную в храме, чтобы лишь к утру вернуться
в деревню.
По словам Татьяны Васильевны, на службу тогда в основном ходили только взрослые,
детей и молодежь с собой старались не брать.
Дело в том, что партия и комсомол боролась именно за “атеистически выверенные”
взгляды у подрастающего поколения. Публичное порицание верующих тогда было
распространено.
Гомельчанка Галина Пашед свой трудовой путь начинала в конце 1970-х на заводе
«Эмальпосуда» – возглавляла комсомольскую организацию. Она вспоминала:
– На Пасху мы с ребятами-дружинниками обычно несли ночное дежурство. Прятались в
кустах у храма и высматривали оттуда своих молодых коллег. Тех, кто постарше, не трогали. А вот молодежь обязательно попадала в списки, которые наутро вывешивались
на заводе. Таким образом мы должны были пристыдить ребят за приверженность
религии, – рассказывала гомельчанка. – При этом меня окрестили еще в подростковом
возрасте, среди родственников были священники. Все это, конечно, я не афишировала,
но и от веры в Бога не отрекалась. Более того, в конце 80-х, когда отношение к религии в
стране изменилось, сама стала крестной для некоторых товарищей, с которыми мы были
вынуждены слушать пасхальные богослужения из кустов.
Любопытным фактом из своей биографии поделился уроженец Пинска, а ныне
предприниматель из Астрахани:
– В 1970-х я учился в одном из ПТУ родного города и частенько захаживал в Свято-
Варваринский собор в центре. Юнцу прорваться на службу, да еще и в таком людном месте, было практически нереально. Дружинники с красными повязками на руках глаз не
спускали со входа в храм. Поэтому я, как и многие другие молодые ребята, не стеснялся
проявить свои актерские способности. Бабушкины юбка, кофта, «хустка» и трость – к
такой прихожанке никто не придерется. Дома я как следует наряжался, спокойно миновал
«блок-посты», а внутри храма «доспехи» снимал.

Завтрак – дело святое

Для лунинчанки Александры Кулаги Пасха всегда была особым днем.
– Мое детство пришлось на послевоенные 50-е. Все тогда жили скромно. Поэтому,
наверное, праздники так хорошо и запоминались. Нельзя сказать, что наша семья была
слишком набожной: родители ходили в церковь, но не каждое воскресенье. Однако к
Пасхе готовились, как к главному дню в году. Заблаговременно начинали откладывать
продукты к праздничному столу. Мама обязательно пекла вкуснейшие сладкие пироги,
запекала мясо, красила яйца. Ночью отец шел в храм – освятить еду, чтобы за завтраком
мы все могли разделить пасхальную радость. Не стану таить: дети ждали Пасху еще и
потому, что к празднику нам всегда покупали новую одежду и обувь. Воскресным днем мы
с сестрой наряжались и бежали на улицу гулять с соседскими ребятами. Где-то даже
хвастались обновками друг перед другом. Тогда новая вещь в гардеробе была событием!
После окончания школы Александра Георгиевна поступила в пединститут на
филологический факультет.
– Несмотря на то, что на службы в храм мы не ходили, важность праздника Пасхи для нас
все равно сохранялась. В общежитии собирались с девчатами, общались и понимали –
день необычный. Хотя и были идейными комсомолками. К слову, на всех гуманитарных
факультетах в то время обязательно сдавали экзамен по дисциплине «Атеизм». Не было
ли у меня внутреннего конфликта из-за этого? Нет. Я не богохульничала, но и на экзамен
шла совершенно спокойно: есть такая наука, нужно усвоить и получить хорошую отметку.
Мое мировоззрение на том жизненном этапе можно описать фразой: «Уважай семейные
традиции, но живи днем сегодняшним».
После института Александра Кулага стала секретарем Лунинецкого райкома комсомола.
– Пасха всегда привлекала очень много внимания – это яркий, насыщенный на ритуалы
праздник. Мы с коллегами обязательно выходили на дежурства к храму во время
крестного хода. Причем задача заключалась даже не в запрете богослужения, а в недопущении ЧП. Особо рьяные атеисты среди молодежи нередко бросали в толпу
верующих взрывпакеты, чтобы вызвать сумятицу, выкрикивали что-нибудь нехорошее –
вот за ними нужен был глаз да глаз!
Даже после ночных пасхальных дежурств Александра Георгиевна не изменяла традиции
– всегда шла со своей семьей на святой завтрак к родителям. Ведь они, как и прежде,
продолжали ходить в церковь, молиться, освящать еду.
– Красиво, торжественно, светло. Теперь уже мои сыновья едут из Гродно и Минска на
Пасху ко мне. Их даже приглашать не нужно. Знают, что так заведено: приехать в гости к
родителям и вместе встретить Воскресение Христово, -- рассказывает бывшая
комсомольская активистка. – Сама я в храм стала чаще ходить лишь в 2000-х. Даже не
пошла, а побежала, когда в семье случилась беда. В то время как раз рядом с лицеем,
где я работала директором, стали возводить новую церковь. И, что называется, сам Бог
велел не проходить мимо храма.
Анна Курак, kurak@sb.by

В ТЕМУ

Советская власть пыталась отвадить людей ходить в храмы на Пасху не только прямыми
запретами, но и хитростью. Так, именно в эти дни Центральное телевидение показывало
самые популярные фильмы и концерты с участием звезд первой величины. В клубах
устраивались дискотеки до утра.
Любопытно, что в то же время пищевая промышленность наладила выпуск двух весьма
интересных продуктов. Кекс «Весенний» по форме уж очень напоминал классические
куличи, а сладкая творожная масса с изюмом – сырную пасху.

КСТАТИ

Сегодня во многих районах Беларуси люди считают своим долгом прийти на кладбище
именно на Пасху, а не на Радуницу. Эта традиция появилась аккурат в советское время.
Когда храмы стали массово закрывать, народ хлынул на кладбище. Здесь верующие в
тайне молились и говорили друг другу кодовые слова: «Христос Воскрес!» – «Воистину
Воскрес!»
На снимке:
В 1979 году митрополит Минский и Белорусский Филарет побывал с официальным
визитом в Лунинце. У церкви Воздвижения Креста Господня его, вопреки
распространенному стереотипу, приветствовали не только пожилые прихожане, но и
множество маленьких православных верующих.
Фото из архива Татьяны Конопацкой

© https://www.sb.by/articles/i-zazhigali-svechi-33.html

Комментарии