Год малой родины
“Прославлено имя уроженца Бостыня”
Старожилы древнего села произносят название Бостынь в
мужском роде, что и отражено в заголовке этих заметок. И хотя ни с одним героем
не встречалась лично, к каждому испытываю глубокое чувство уважения за то, что
достойно выдержали жизненные испытания. Пусть больше будет земляков, которыми
можно гордиться!
“Жизнь в молитве и любви”
Так называется книга воспоминаний об архиепископе Брестском и Кобринском Константине
(Хомиче) (11.11.1911-19.09.2020).
Родившись на хуторе Рог, что близ деревни Бобрик Пинского уезда, мальчик
уже в год потерял маму… До 11-ти лет жил с отцом и мачехой, а затем его взяла
на воспитание крестная в Пинск. Здесь закончил реальное училище. Мечта стать
священником привела в Виленскую Духовную Семинарию. С 1936 по 1956 гг. служил в
селах родного края – Купятичи, Пинковичи, Охово. Затем был переведен в
Гомельскую область: вначале – в город Добруш, с 1962-го – в деревня Красное. В
1969 году овдовел и через год принял монашеский постриг. Возведенный в сан
архимандрита, 17 лет был намесником Жировичского Свято-Успенского мужского
монастыря. 11 апреля 1987-го в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе состоялась
хиротония во епископа Пинского, викария Минской епархии. Когда 19 февраля 1990
года была восстановлена самостоятельная Брестская кафедра, Владыка Константин
был назначен епископом Брестским и Кобринским, а 25 февраля 1995-го возведен в
сан архиепископа.
Таковы краткие биографические данные архиерея. Воспоминания о нем
митрополита, священников, монахов и прихожан, которые подготовил и издал сын
Владыки – Андрей Хомич, стали книгой в 176 страниц.
Особенный интерес у меня вызвали заметки И.Г. Журавлевой. Прочитав ее
впечатления об общении с Владыкой, поняла, что Ираида Геннадьевна – уроженка
Лахвы. Более того: в свое время в “ЛН” был опубликован материал о судьбе ее
деда и отца. Напомню эту информацию.
Реаблилитированы посмертно…
На основании материалов Отдела по канонизации Пинской епархии, сообщали о
репрессированных представителях духовенства, которые имели отношение к нашему
району.
Священник Александр Ильич Юнацкевич
(1865-1937) – уроженец села Вуйвичи Пинского уезда. В 1903-1920 гг. служил в
храмах с. Бостынь и д. Местковичи. Затем был настоятелем храма в селе Велятичи
Борисовского района Минской области. В 1931 году по обвинению в антисоветской
деятельности приговорен к трем годам ссылки. Был выселен в Муромцевский
район Омской области. Вторично был арестован 13 сентября 1937 года.
«Тройка» при УНКВД по Омской обл. приговорила священника к ВМН. 1 ноября
1937 года он был расстрелян в городе Тара – самом северном в области...
Реабилитирован 12 августа 1963 года.
Геннадий Александрович Юнацкевич родился в селе Бостынь. В документах указано: “из
дворян”. Служил псаломщиком у отца – настоятеля Спасо-Преображенского храма с.
Велятичи. Вместе с ним был арестован 31 января 1931 года и
также обвинен в антисоветской деятельности. 4 июля того же года был приговорен
к трем годам ссылки… Реабилитирован 25 августа 1989 года.
В тогдашней публикации
отмечалось, что его дальнейшая судьба – “белое
пятно”.
Фото из Лахвы
И вот, благодаря рассказу дочери, открываем очередную страницу лунинецокго
краеведения.
Когда началась Великая Отечественная война, “члена семьи изменника Родины”
направили в штрафную роту. В боях получил тяжелые ранения, был контужен, но за
хороший почерк оставлен писарем при штабе.
В послевоенное время Геннадий Юнацкевич (07.01.1905-27.02.1983) служил
псаломщиком в храме в Лахве. Здесь же он встретил свою судьбу.
В семье Ксении и Ивана Куртасевичей выросла такая же преданная православию
дочь Кристина (1915-21.05.1986). Верующий человек, она не скрывала своих
христианских убеждений. Посещала храм, всегда руководила хором – и народным, и
церковным. До поры – до времени на это закрывали глаза: Советской власти
требовались грамотные люди. Она закончила курсы председателей сельсовета, была
направлена на работу в отдаленную деревню. Но в бывшем местечке оставались пожилые
родители. Волнуясь о них, Христина Ивановна обратилась в Лунинецкий райисполком
с просьбой перевести ее в Лахву. Девушку и поставили перед выбором: или
церковь, или сельсовет. Она выбрала храм. И вскоре ее мужем стал Геннадий
Юнацкевич.
Дочь вспоминает: “Маму вызвали в НКВД: “Как это так, ты получила
образование и выходишь замуж за псаломщика?” Мама посмотрела на сотрудника
НКВД: “Я согласна выйти замуж за вас”. Сотрудник НКВД рассмеялся, и больше ее
никогда не трогали”.
Когда настоятелем храма в г. Добруш стал отец Константин Хомич (будущий
Владыка), в 1957 году к нему назначили псаломщиком Геннадия Юнацкевича. 6 лет,
до отъезда будущего архиерея, они служили вместе и очень дружили.
Ираида Геннадьевна рассказывает, что ее мама, Христина Ивановна, иногда
более чем на неделю уезжала в Лахву к больной матери. Девочку оставляли у
Хомичей, под присмотром матушки Александры. В воспоминаниях – яркая
характеристика того времени:
“В школе меня дразнили “попадьей”, но я была решительная и защищала себя
отчаянно. Прихожу домой заплаканная. Батюшка, отец Константин, посадит рядом с
собой, погладит по голове, поговорит и становилось так спокойно. В школе были
проверки, есть ли у детей крестик, поэтому крестик, идя в школу, приходилось
снимать. Однажды в школе только у меня расстегнули ворот платья и посмотрели,
есть ли крестик, сказали: “Ты смотри, у нее нет крестика?!”…
Прочитав книгу, вспомнила, что несколько лет назад из Лахвы мне прислали
старую фотографию церковного хора. Здесь изображены и Юнацкевичи – Геннадий
Александрович и Христина Ивановна с Ираидой. Снимок сделан в 1956-1957 гг.,
вероятно, перед отъездом семьи в Добруш.
Фамилия продолжается!
Поскольку в книге не было сведений о дальнейшей судьбе Геннадия Юнацкевича,
связалась с автором. Андрей Константинович Хомич, проживающий в
Санкт-Петербурге, сообщил телефон Ираиды Геннадьевны. Из разговора с ней и
узнала продолжение истории семьи.
После пятого класса девочка с родителями из Добруша вернулась в Лахву.
Здесь закончила среднюю школу. Выпускнице не оставили выбора – дочь “служителя
культа” не могла претендовать на продолжение образования.
–Но как раз в этот год девушкам предлагали службу в армии, – улыбается
Ираида Геннадьевна. – Долго не раздумывала – встала в воинский строй. Получила
специальность связистки. По этой же линии затем и техникум закончила. Всю жизнь
проработала в Пинске. Когда умер отец, из Лахвы забрала маму к себе. Но она
пережила его только на три года…
Спрашиваю у
нашей землячки, сохранился ли в семье снимок деда (очень интересно было бы увидеть
облик одного из бостынских священников!), и получаю отрицательный ответ:
–Вообще ничего не знаю о родителях отца, даже имени бабушки. В 1960-е гг.
отца вызывали в органы и обещали вернуть боевые награды, если отречется от
духовенства. Он не предал веры, но здоровье было подорвано. Когда я проявляла
интерес к своим корням, отец начинал плакать. Настолько болезненной была эта
тема…
А вот ответ на следующий вопрос подтвердил мое предположение. Автор книги
сообщил, что у Ираиды Геннадьевны – трое сыновей.
В России хорошо известна фамилия Юнацкевич: в Санкт-Петербурге – Петр, полковник
космических войск, президент Международной академии социальных технологий, в
Москве – Ростислав, подполковник космических войск. Спрашиваю у собеседницы:
–Ваши дети
сохранили вашу девичью фамилию в память о репрессированных предках?
–Сложно
утверждать, – объясняет Ираида Геннадьевна. – Так случилось, что
непродолжительным оказался мой первый брак. Когда законодательно было разрешено
изменять фамилию, дети решили оформлять документы на очень редкую фамилию деда
и прадеда… Мне посчастливилось вторично создать семью. У меня очень хороший
муж, который вырастил Петю и Славу. Наш третий сын носит его фамилию –
Александр Владимирович Журавлев. А профессию избрал по моим стопам – работает в
сфере связи в Пинске…
Сын Владыки Константина написал, что “старшие Юнацкевичи были очень близки с моими родителями и,
несмотря на трудную жизнь, очень достойно и ровно держались со всеми. В Добруше
моя мама их всячески поддерживала материально и морально. Ираида стала крестной
моей дочери Натальи”.
Всегда радостно слышать добрые отзывы о наших земляках, тем более – от сына
Владыки Константина.
Оказывается, как важно читать книги, которые, казалось бы, не имеют прямого
отношения к нашему краю! И в год 75-летия Великой Победы имеем честь вспомнить
участника Великой Отечественной войны, которому 6 лет выпало служить “в молитве
и любви” с будущим иерархом. Представитель многострадального духовного рода при
жизни был лишен почитания, какое оказывало общество поколению победителей. Но
фамилия уроженца Бостыня продолжается во внуках и известна, благодаря их
достижениям, далеко за пределами и рода, и малой родины.
Татьяна Конопацкая.
Подпись
к фото
Верхний ряд: муж и жена
Сергиевичи, Анна Алексеевна и Михаил;
второй ряд:
псаломщик Геннадий Александрович Юнацкевич, Роман Шестюк, Василий Демидович;
третий ряд:
1-я – Татьяна Сергиевич, 2-я – Ольга Байда, 3-я – Евдокия
Васильевна Шестюк, 4-я – Вера Григорьевна Кириевич, 5-я – ее сестра Дарья
Григорьевна Луцук, 6-я – Людмила Ивановна Гордиевич, 7-я – ее сестра Валентина
Ивановна Уласевич, 8-я – Ольга Павловна Демидович;
нижний ряд –
Христина Ивановна Юнацкевич с дочкой Ираидой.
Фото из архива матушки Валентины Скребец.
Комментарии
Отправить комментарий