НА ПУТИ К ХРАМУ «Праздник рождения иконы»

 

НА ПУТИ К ХРАМУ

«Праздник рождения иконы»





Так иногда называют день Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа – в честь праздника Божественную литургию с молебном для учащихся служил настоятель храма протоиерей Сергий Крышталь.

29 августа отмечается перенесение Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь – это событие произошло в 944 году. Оно неразрывно связано с историей появления образа «Спас Нерукотворный». Вот что об этом написано в православном журнале «Фома».

ххх

Икона «Спас Нерукотворный» уникальна тем, что, по преданию, «автором» ее был... Сам Иисус Христос. Существует две версии этого чуда.

Согласно одной, восточной, правитель сирийского города Эдесса (Едесса) Авгарь заболел проказой. Услышав о чудесах, которые творил проповедник Иисус, царь искренне поверил, что исцелится, если увидит Его лик. По приказу правителя в Иудею поехал художник, но большая толпа не давала возможности приблизиться ко Христу. Тогда Иисус Сам позвал художника и, взяв полотенце (убрус), обтер им Свое лицо. На убрусе появился лик Спасителя, и Авгарь, получив его, действительно исцелился.

Другое предание хранит западная церковная традиция. Согласно ему, когда Христа вели на Голгофу, Его лицо покрылось потом, и одна из женщин, по имени Вероника, подала Спасителю платок. После того как Христос утерся, на ткани появился Его лик.

Из-за разницы преданий существует два иконографических сюжета «Спаса Нерукотворного» – восточное и западное. Православная Церковь изображает Лик Христа спокойным, с открытыми глазами. На католических изображениях у Спасителя Лик страдальческий, глаза нередко закрыты, а на голове терновый венец.

Не менее интересно и предположение некоторых современных ученых, что иконография «Спаса Нерукотворного» восходит к почитанию Туринской плащаницы, которая долгое время демонстрировалась сложенной таким образом, что был виден только отпечаток Лика.

История христианства знает много попыток объявить иконопочитание вне закона на основании ветхозаветного запрета на изображение Бога. Церковь отвечает на это напоминанием о земном пути Иисуса Христа.

Образ «Спас Нерукотворный» позволяет Церкви утверждать, что икона – не пережиток язычества, но свидетельство того, что Бог действительно стал Человеком и приходил на землю, чтобы Своей жизнью, смертью и Воскресением дать человечеству спасение и жизнь вечную.

ххх

Было радостно за детей, которые получали благословение на учебу именно в праздник рождения иконы. Особенно приятно, что многие из юных лунинчан были одеты в строгую и нарядную форму, будто осознавая (или послушавшись мам-бабушек): деловой стиль одежды, который требует школа, еще более необходим при посещении храма.

Фото Татьяны Конопацкой.

Комментарии